ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

Региональный анализ рынка сыра и сырных продуктов на примере города Москвы и Московской области

Аннотация
Введение. Производство сыра – перспективная производственная ниша, которая характеризуется высокой доходностью и перспективами роста потребления. Москва и Московская область являются крупнейшими производителями сыров и сырных продуктов в России. В статье рассмотрены перспективные направления развития сыроделия в Московской области, т. к. наблюдается интерес потребителей к сырам функционального назначения и комбинированного состава. Сыры, выработанные по традиционным технологиям, пользуются приоритетным спросом. Цель работы – анализ современного состояния рынка сыров и сырных продуктов в Москве и Московской области, а также представление прогноза его развития. Объекты и методы исследования. Научные статьи ученых по теме исследования за последние десять лет, нормативные и законодательные документы. В качестве методов применяли методы анализа, систематизации и обобщения. Форматирование информации предусматривается с трех позиций: законодательный, статистический и диагностический форматы. Результаты и их обсуждение. Московская область по объемам валового производства молока в категориях всех хозяйств стабильно на протяжении многих лет занимает второе место в Центральном федеральном округе. По итогам 2020 г. она вошла в рейтинг с показателем более 700 тыс. тонн. Регионами-лидерами с наибольшими объемами производства сыров и сырных продуктов за период с 2016 по 2020 гг. стали Алтайский край, Москва и Московская область, Брянская, Белгородская и Воронежская области. В Москве и Московской области в структуре производства сыров по типам наибольшую долю занимают полутвердые сыры, на втором месте – плавленые, на третьем – мягкие. Регион является одним из лидеров по ежегодному потреблению сыров и сырных продуктов – 7 кг на душу населения. Выводы. Представлены основные направления развития регионального рынка сыров и сырных продуктов, исходя из возможностей производителей при активном внедрении новейших технологий в производственную и ассортиментную политику сыродельных предприятий.
Ключевые слова
Продовольственная безопасность, рынок, сыроделие, экспорт сыров, потребление сыров
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Мамчур В. А. Рынок сыра как составляющий институт продовольственной безопасности // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. 2017. Т. 18. № 6.
  2. Рынок сыра является перспективным с точки зрения потребления и экспорта. URL: https://milknews.ru/interviui-blogi/artyom-belov-syr.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 01.05.2021).
  3. Молочная отрасль является ведущей в агропромышленном комплексе Подмосковья – Минсельхоз региона. URL: https://360tv.ru/news/obschestvo/molochnaja-otrasl-javljaetsja-veduschej-v-agropromyshlennom-komplekse-podmoskovjaminselhoz-regiona/ (дата обращения: 01.05.2021).
  4. Развитие молочной отрасли в Московском регионе. URL: https://fira.ru/issledovaniya/razvitie-molochnoj-otrasliv-moskovskom-regione/ (дата обращения: 01.05.2021).
  5. Современное состояние и перспективы развития рынка молока и молочной продукции в Московской области / Н. М. Сурай [и др.] // Вопросы экономики и права. 2018. № 122. С. 74–81.
  6. Исайчиков Д. А., Ижмулкина Е. А. Анализ потребительского рынка сыров в России и Кемеровской области // Современные проблемы и перспективы агропромышленного комплекса Сибири: Материалы XVI региональной научностуденческой конференции аграрных вузов СФО. Кемерово, 2017. С. 371–376.
  7. Barukcic I., Jakopovic K. L., Bozanic R. Valorisation of whey and buttermilk for production of functional beverages – An overview of current possibilities // Food Technology and Biotechnology. 2019. Vol. 57. № 4. P. 448–460. https://doi.org/10.17113/ftb.57.04.19.6460.
  8. Exploring country-of-origin perceptions and ethnocentrism: The case of U.S. dairy marketing in China / X. Xu [et al.] // Journal of Food Products Marketing. 2020. Vol. 26. № 2. P. 79–102. https://doi.org/10.1080/10454446.2020.1722778.
  9. Rude J., Goddard E. Canadian dairy regulations as a driver of foreign direct investment: the case of Saputo // International Food and Agribusiness Management Review. 2021. Vol. 24. № 3. P. 421–437. https://doi.org/10.22434/IFAMR2020.0116.
  10. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2020: Статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 766 с.
  11. Characterization of dairy innovations in selected milksheds in Kenya using a categorical principal component analysis / E. Wairimu [et al.] // Tropical Animal Health and Production. 2021. Vol. 53. № 2. https://doi.org/10.1007/s11250-021-02596-4.
  12. Hayer S. S., Staduto J. A. R., Darr D. Vertical coordination in the Brazilian milk supply chain: The case of 3B Agro LTDA // International Food and Agribusiness Management Review. 2019. Vol. 22. № 3. P. 435–449. https://doi.org/10.22434/IFAMR2018.0080.
  13. Мордвинова В. А., Свириденко Ю. Я. Актуальные направления развития современного сыроделия (по материалам юбилейной конференции ВНИИМС) // Переработка молока. 2019. Т. 242. № 12. С. 6–9. https://doi.org/10.33465/2222-5455-2019-12-6-8.
  14. Российский статистический ежегодник. 2020: Статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 700 с.
  15. Сценарии развития молочной промышленности России / А. А. Кузин [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6. С. 73–88. https://doi.org/10.15838/esc.2018.6.60.5.
  16. Тихомиров И. А., Андрюхина О. Л., Скоркин А. В. Ресурсосберегающие технологии производства высококачественного молока // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. 2017. Т. 28. № 4. С. 92–98.
  17. Бородин К. Г. Модель рынка дифференцированной продукции для формирования прогнозов его развития (на примере рынка сыра) // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 3. С. 68–78. https://doi.org/10.31857/S042473880010497-5.
  18. Camilleri M. A. Pricing and revenue management // Travel marketing, tourism economics and the airline product / M. A. Camilleri editor. Cham: Springer, 2018. P. 155–163. https://doi.org/10.1007/978-3-319-49849-2_9.
  19. Козлова Л. В. Рынок сыра в Китае // Сыроделие и маслоделие. 2016. № 3. С. 10–11.
  20. Nguyen V. B., Nguyen A. T. The role of selected marketing mix elements in consumer based brand equity creation: milk industry in Vietnam // Journal of Food Products Marketing. 2021. Vol. 27. № 2. P. 72–88. https://doi.org/10.1080/10454446.2021.1892007.
Как цитировать?
Чеботарев С. Н., Диброва Ж. Н., Сурай Н. М. Региональный анализ рынка сыра и сырных продуктов на примере города Москвы и Московской области // Техника и технология пищевых производств. 2021. Т. 51. № 2. С. 413–422. https://doi.org/10.21603/2074-9414-2021-2-413-422.
О журнале