Rus / Eng


ISSN 2074-9414 (Print)

ISSN 2313-1748 (Online)
Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77 - 72312 от 1.02.2018 г.

Ответственная за выпуск:
Кирякова Алёна Алексеевна

Учредитель и издатель:
ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный университет»
https://kemsu.ru/

Главный редактор сетевого издания:
Просеков Александр Юрьевич

Контакты:
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
тел.: +7 (3842) 58-80-24
e-mail: fptt@kemsu.ru,
food-kemtipp@yandex.ru,
fptt98@gmail.com

Подписаться на рассылку содержания свежего номера

Отправить рукопись 
Информация о статье

Количество просмотров: 1881

Название статьи РЕАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Авторы

Зобова Л.Л. , ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» , 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 , llzob@mail.ru

Торбенко А.М. , Главное финансовое управление Кемеровской области , 650064, Россия, г. Кемерово, пр-т Советский, 58

Рубрика ЭКОНОМИКА
Год 2016 Номер журнала 1 УДК 332.12
DOI
Аннотация В условиях глобальной экономики реализация продовольственных товаров связана с двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, увеличивается количество поставщиков продукции на региональные рынки и растет ассортимент товаров, появляются новые рынки сбыта. С другой стороны, увеличение количества производителей означает расширение и углубление процесса конкуренции. Местные производители продовольственных товаров должны решить задачу оптимального размещения объектов торговли с учетом существующих и потенциальных конкурентов аналогичной продукции. Решение этой проблемы возможно на основе выводов теории пространственной конкуренции, в частности, использование моделей пространственной конкуренции. Методология исследования предопределена логикой исследования. В работе дано определение категорий «экономическое пространство», «пространственная конкуренция», и на основе этих понятий проведен анализ и выявлены недостатки существующих моделей пространственной конкуренции. Экономическое пространство субъекта создается в целях разграничения сферы интересов и является результатом конкуренции. Пространственная конкуренция - это конкуренция производителей (продавцов товаров) за долю пространства рынка в условиях несовершенной конкуренции путем влияния на цену . Для определения зависимости количества и плотности размещения фирм от численности и плотности населения городского округа построены регрессионные уравнения. На основе анализа конкретных данных размещения торговых предприятий в городах Сибирского федерального округа установлено отсутствие зависимости между средней зарплатой на территории городского округа и численностью и плотностью населения в городском округе. Полученные уравнения показывают, что в городах существуют дополнительные центростремительные силы, способствующие сосредоточению фирм. Это означает, что простые теоретические модели пространственной конкуренции неточно описывают действительность и правильнее использовать более сложные модели. Уровень конкуренции зависит от местоположения субъекта конкуренции. Вблизи административных границ конкуренция ослабевает, так как цена на товар выше из-за увеличения стоимости перевозки, но уменьшение транспортных расходов может привести к сосредоточению производства на крупных рынках и вокруг них.
Ключевые слова Пространство рынка, пространственная конкуренция, размещение фирм, пространственные модели размещения
Информация о статье Дата поступления 3 марта 2016 года
Дата принятия в печать 10 марта 2016 года
Дата онлайн-размещения 7 апреля 2016 года
Выходные данные статьи Зобова Л.Л. Реальная и потенциальная пространственная конкуренция на рынке продовольственных товаров / Зобова Л.Л., Торбенко А.М. // Техника и технология пищевых производств. - 2016. - №1. - С. 115-119.
Загрузить полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  1. Новоселов, А.С. Региональные рынки. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
  2. Hotelling, H. Stability in Competition / H. Hotelling // The Economic Journal. 1929. - Vol. 39. №.153. P. 41-57.
  3. А. de Palma A., Ginsburgh V., Papageorgiou Y. Y., and Thisse J.-F. The principle of minimum dii
  4. Clemenz, G. Locational Choice and Price Competition: Some Empirical Results for the Austrian Retail Gasoline Market in Arbia G., and Baltagi B.H. (Eds.) Spatial Econometrics. Methods and Applications. / G. Clemenz, and K. Gugler. - Heidelberg: Physica-Verlag, 2009. - Р. 223-244. DOI 10.1007/978-3-7908-2070-6_12
  5. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных, Федеральная служба государственной статистики. 2011.08. // URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi#1 (дата обращения: 06.01.2016).
  6. Chamorro Rivas J. M. Spatial Dispersion in Cournot Competition //Spanish Economic Review. 2000. no. 2. P. 145-152.
  7. Зобова, Л.Л. Транспортная освоенность и транспортная доступность как фактор агломерированности городов / Л.Л Зобова., Ю. Савина // Экономика XXI века: анализ мировой практики: коллективная монография / под общ. ред. Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. - 336 с.