ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

ОЦЕНКА ОТРАСЛЕВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО МЯСОКОМБИНАТА)

Аннотация
В статье представлены результаты оценки отраслевых конкурентных позиций на примере предприятия пищевой отрасли. Для этих целей было раскрыто содержание понятия «отрасль», которая предоставляется нами как группа предприятий на исследуемой территории. Предпринята попытка рассмотреть отраслевое предприятие с позиции объекта и субъекта рыночных отношений. Его конкурентоспособность определяется не только наличием ресурсных конкурентных преимуществ (при рассмотрении его как объекта), но и уровнем их использования (при рассмотрении предприятия как субъекта рыночных отношений). С учетом этого отраслевые конкурентные позиции сгруппированы в две подгруппы - базовые и управляемые, выделяя в базовых отраслевых конкурентных позициях две части. Первая часть отражает достигнутые общие характеристики рынка, на котором работает рассматриваемое предприятие отрасли, а вторая часть - достигнутые общие характеристики самой отрасли. Оценку отраслевых конкурентных позиций целесообразнее проводить по выделенным критериям (параметрам), а завершать анализом и оценкой пяти движущих сил в отрасли (по М. Портеру). Модель пяти сил Портера не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении. В статье предлагается алгоритм, включающий в себя четыре последовательных шага, и результаты экспертных оценок для апробирования модели Портера для анализа конкурентоспособности Кемеровского мясокомбината и разработки рекомендаций по ее повышению. Все результаты экспертного опроса представлены в таблицах-шаблонах.
Ключевые слова
Маркетинг, конкурентоспособность, отраслевые конкурентные позиции, модель М.Портера, экспертные оценки, пищевая отрасль
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Друкер, Питер Ф. Менеджмент: пер. с англ. / Питер Ф. Друкер, Джозеф А. Макьярелло. - М.:ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 704с.
  2. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2012. - 672 с.
  3. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. - М.: Альпина Паблишир, 2011. - 454 с.
  4. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. - М.; СПб.; Н. Новгород; Воронеж; Ростов-н/Д.; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск: Питер, 2006. - 413 с.
  5. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг / Р.А. Фатхутдинов. - М.; СПб.: Изд. Питер, 2008. - 368 с.
  6. Анализ состояния конкуренции в отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=2494 - свободный (дата обращения: 19.03.2016).
  7. Шаблон анализа конкурентных сил в отрасли по Портеру [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mybiblioteka.su/tom2/10-113158.html - свободный (дата обращения: 21.05.2015).
Как цитировать?
О журнале