Rus / Eng
Online Media registration number:
EL № FS 77 – 72312 (01.02.2018)

Publishing editor:
Alena Kiryakova

Founder,
Publishing office, Editorial office:

Kemerovo State University
http://www.kemsu.ru/

Chief editor of the network edition:
Aleksandr Prosekov

Contacts:
650056, Russia, Kemerovo,
Street Krasnaya, 6
tel.: +7 (3842) 58-80-24
e-mail: food-kemtipp@yandex.ru, fptt98@gmail.com
Send article

Article information

Views: 477

Title of article Estimation of Reliability of Fire Alarm System
Authors

Akhmedova A., Student of the Department of Automation of Manufacturing Processes and Computer-aided Control Systems, Kemerovo State University , Kemerovo State University

Shevtsova T., Senior Lecturer of the Department of Automation of Manufacturing Processes and Computer-aided Control Systems, Kemerovo State University , Kemerovo State University , shevcova-t@yandex.ru

Kotlyarov R., Associate Professor of the Department of Automation of Manufacturing Processes and Computer-aided Control Systems, Kemerovo State University, candidate of technical sciences , Kemerovo State University

Krol A., Associate Professor of the Department of Technosphere Safety, Kemerovo State University, candidate of technical sciences , Kemerovo State University

Section AUTOMATION AND INFORMATIONAL SUPPORT OF TECHNOLOGICAL PROCESSES
Year 2018 Issue 4 UDC 654.924.5
DOI 10.21603/2074-9414-2018-4-79-86
Annotation Improving the safety of human life is one of the main tasks of scientific and technological progress. A dangerous situation occurs when a person is in a dangerous area, i.e. in a space where constantly, periodically, or occasionally there are situations caused by factors that lead to gradual or instantaneous damage to human health. Fire is one of these situations. The safety of technical systems is solidly linked to their reliability. In firefighting automation, the main purpose of calculating reliability is to determine the probability of failure-free operation of the equipment of the system. The value obtained is subsequently used to calculate individual fire risk. To ensure technical safety, it is a universal practice to use system approach and system analysis, which allows us to consider technical security as a system. One of the specific characters of determining the reliability of computer-aided systems is the difference between the reliability indicators of the main elements of the system and the automation system as a whole. The more complex the system, the less reliable it is. The article considers the main problems leading to the efficiency loss of particular items of equipment included in the technical safety systems and formulates the tasks and methods for their reliability assessment. The research features the fire safety system of an industrial building, which includes an automatic fire alarm system and a warning and evacuation system. The paper contains an example of calculating the reliability for an automatic fire alarm system. The authors propose some ways of improving the existing system. The results are processed and presented by the main indicators of system reliability, which are the failure rate and the failure-free operation probability for particular items of equipment and the system as a whole. The research revealed that a manual detector, used as a standby item in the system of thermal and smoke fire detectors, makes it possible to reduce the failure rate of the system and increase the average time of failure-free operation. Thus, it improves the indicators of the system reliability and increases the safety of industrial buildings.
Keywords Technical safety, reliability, fire alarm system
Artice information Received September 26, 2018
Accepted December 28, 2018
Available online December 29, 2018
Reference to article Akhmedova A., Shevtsova T., Kotlyarov R., Krol A. Estimation of Reliability of Fire Alarm System. Food Processing: Techniques and Technology, 2018, vol. 51, no. 4, pp. 79 - 86. (In Russ.)
Download
Bibliography
  • Makhutov N.A., Zatsarinny V.V., Algin V.B., and Ishin N.N. Technogenic risk, reliability and diagnostics of technical systems: approaches, models, methods. Mechanics of Machines, Mechanisms and Materials, 2012, vol. 20–21, no. 3–4, pp. 67–85. (In Russ.).
  • Makhutov N.A., Zatsarinny V.V., Gadenin M.M., Algin V.B., and Ishin N.N. Technosphere development: the estimation of risk and reliability for complex technical objects. Aktualʹnye voprosy mashinovedeniya [Relevant issues of engineering], 2012, vol. 1, pp. 29–49. (In Russ.).
  • Krolʹ A.N. and Efremova Ya.O. Razvitie pozharnoy okhrany v Rossii i Kuzbasse [Development of fire protection in Russia and Kuzbass]. Pishchevye innovatsii i biotekhnologii: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Food Innovations and Biotechnologies: Proceedings of the IV International Scientific Conference]. Kemerovo, 2016, pp. 667–669. (In Russ.).
  • Fedorov A.V., Baryshev V.A., Markov V.N., and Tagiyev S.K. Actual problems of safety of technological processes and productions to prevent anthropogenic emergency situations. Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MCHS Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia], 2017, vol. 24, no. 3, pp. 91–98. (In Russ.).
  • Bykova N.M. and Belyalov T.Sh. Approaches to assessment and methods for predicting safety of complex technical object state. Modern technologies. System analysis. Modeling, 2015, vol. 48, no. 4, pp. 113–118. (In Russ.).
  • Onishchenko V.Ya. Klassifikatsiya i sravnitelʹnaya otsenka faktorov riska [Classification and comparative assessment of risk factors]. Occupational Safety in Industry, 1997, no. 2, pp. 46–56. (In Russ.).
  • Lepikhin A.M., Moskvichev V.V., and Doronin S.V. Reliability, survivability and safety for complex technical systems. Computational Technologies, 2009, vol. 14, no. 6, pp. 58–70. (In Russ.).
  • Volik B.G. O svoystvakh tekhnicheskikh obʺektov, opredelyayushchikh ikh ehkspluatatsionnuyu rabotosposobnostʹ [Properties of technical objects that determine their operational performance]. Dependability, 2005, vol. 25, no. 2, pp. 64–69. (In Russ.).
  • Kostyukov A.A. Metody i sredstva obespecheniya nadezhnosti avtomatizirovannykh system [Методы и средства обеспечения надежности автоматизированных систем]. Railway Transport, 2010, no. 10, pp. 44–47. (In Russ.).
  • GOST 27.301-95. Dependability in technics. Dependability prediction. Basic principles. Moscow: Standards Publ., 1995.
  • RND 73-16-90. Metodika po raschetu pokazateley nadezhnosti sistemy opoveshcheniya o pozhare i upravleniya ehvakuatsiey lyudey pri pozhare [RND 73-16-90. Methods for calculating the reliability of the fire alarm system and the management of evacuation of people in case of fire]. Novosibirsk, 1990.
  • Plotkin B.K. Life safety: theory reliability and risk management. Vestnik fakulʹteta upravleniya SPBGEHU [Bulletin of the Faculty of Management St. Petersburg State University of Economics], 2017, no. 1–2, pp. 236–241. (In Russ.).
  • Starodubtseva S.A. and Gusev A.S. Prediction of remaining lifetime of constructions and machine elements. Izvestiya MGTU MAMI, 2012, vol. 1, no. 2, pp. 355–360. (In Russ.).
  • Makhutov N.A., Gadenln M.M., Petrov V.P., and Yudina O.N. Machinescience for Technogenic Safety Problems. Safety and emergencies problems, 2008, no. 5, pp. 3–18. (In Russ.).
  • SP 5.13130.2009. Sistemy protivopozharnoy zashchity. Ustanovki pozharnoy signalizatsii i pozharotusheniya avtomaticheskie. Normy i pravila proektirovaniya [Fire protection systems. Installation of fire alarm and fire extinguishing automatic. Design rules and regulations]. Moscow: Official Publ., 2009.
  • GOST P 27.301-2011. Dependability in technics. Dependability management. Analysis techniques for reliability. General principles. Moscow: Standartinform Publ., 2013.
  • VSN 116-93. Instruktsiya po proektirovaniyu lineyno-kabelʹnykh sooruzheniy svyazi [VSN 116-93. Instructions for the design of linear cable communication facilities]. Moscow, 1993.
  • Kommentarii k otdelʹnym statʹyam Federalʹnogo zakona ot 22 iyulya 2008 № 123-FZ “Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti” [Comments on certain articles of the Federal Law of July 22, 2008, No. 123- FL “Technical Regulations on Fire Safety Requirements”].
  • Prikaz MCHS RF ot 10.07.2009 № 404. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnykh velichin pozharnogo riska na proizvodstvennykh obʺektakh [Order of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation of 10.07.2009 No. 404. The methodology for determining the calculated values of fire risk at industrial facilities].
  • GOST 27.002-89. Industrial product dependability. General concepts. Terms and definitions. Moscow: Standards Publ., 2002.

Rus / Eng
Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77 - 72312 от 1.02.2018 г.

Ответственная за выпуск:
Кирякова Алёна Алексеевна

Учредитель и издатель:
ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный университет»
https://kemsu.ru/

Главный редактор сетевого издания:
Просеков Александр Юрьевич

Контакты:
650000, г. Кемерово,
ул. Красная, 6, ауд. 1432г,
тел.: +7 (3842) 58-80-24
e-mail: food-kemtipp@yandex.ru, fptt98@gmail.com

Подписаться на рассылку содержания свежего номера

Отправить рукопись 
Информация о статье

Количество просмотров: 287

Название статьи Оценка надежности работы системы извещения о пожаре
Авторы

Ахмедова А.А., студент кафедры автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» , ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Шевцова Т.Г., старший преподаватель кафедры автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» , ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» , shevcova-t@yandex.ru

Котляров Р.В., доцент кафедры автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат технических наук , ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Кроль А.Н., доцент кафедры техносферной безопасности, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат технических наук , ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Рубрика Автоматизация и информатизация технологических процессов
Год 2018 Номер журнала 4 УДК 654.924.5
DOI 10.21603/2074-9414-2018-4-79-86
Аннотация Повышение безопасности жизнедеятельности человека является одной из основных задач научно- технического прогресса. Опасная ситуация возникает при нахождении человека в опасной зоне, т.е. в пространстве, где постоянно, периодически или эпизодически возникают ситуации, обусловленные факторами, приводящими к постепенному или мгновенному повреждению здоровья человека. Одной из таких ситуаций является возникновение пожара. Безопасность технических систем неразрывно связана с их надежностью. В противопожарной автоматике основная цель проведения расчета надежности – определение вероятности безотказной работы оборудования системы с последующим использованием полученного значения в расчете индивидуального пожарного риска. Одна из особенностей определения надежности автоматизированных систем – это серьезное различие между показателями надежности основных элементов системы и системы автоматики в целом. Чем сложнее система, тем она менее надежна. В статье рассмотрены основные проблемы, приводящие к потере работоспособности отдельных элементов оборудования систем технической безопасности; сформированы задачи и методы оценки их надежности. Объектом исследования является система пожарной безопасности производственного здания, в состав которой входят: система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей. Приведен пример расчета надежности для системы автоматической пожарной сигнализации, по результатам которого сделаны выводы и предложены пути совершенствования существующей системы. Результаты исследований обработаны и представлены основными показателями надежности системы, которыми являются интенсивность отказов и вероятность безотказной работы отдельных элементов оборудования и системы в целом. Установлено, что введение ручного извещателя в систему резервирования тепловых и дымовых пожарных извещателей позволяет снизить интенсивность отказов системы, увеличить среднее время безотказной работы. Таким образом, улучшены показатели надежности системы, за счет чего может быть повышена безопасность зданий.
Ключевые слова Техническая безопасность, надежность, система пожарной сигнализации
Информация о статье Дата поступления 26 сентября 2018 года
Дата принятия в печать 28 декабря 2018 года
Дата онлайн-размещения 29 декабря 2018 года
Выходные данные статьи Ахмедова А.А. Оценка надежности работы системы извещения о пожаре / Ахмедова А.А., Шевцова Т.Г., Котляров Р.В., Кроль А.Н. // Техника и технология пищевых производств. - 2018. - №4. - С. 79 - 86
Загрузить полный текст статьи
Список цитируемой литературы
  • Техногенный риск, надежность и диагностика технических систем: подходы, модели, методы / Н. А. Махутов, В. В. Зацаринный, В. Б. Альгин [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. – 2012. – Т. 20–21, № 3–4. – С. 67–85.
  • Развитие техносферы: оценка риска и надежности сложных технических объектов / Н. А. Махутов, В. В. Зацаринный, М. М. Гаденин [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения. – 2012. – Т. 1. – С. 29–49.
  • Кроль, А. Н. Развитие пожарной охраны в России и Кузбассе / А. Н. Кроль, Я. О. Ефремова // Пищевые инновации и биотехнологии : материалы IV Международной научной конференции / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2016. – С. 667–669.
  • Актуальные проблемы обеспечения безопасности технологических процессов и производств для предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций / А. В. Федоров, В. А. Бармашев, В. Н. Марков [и др.] // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2017. – Т. 24, № 3. – С. 91–98.
  • Быкова, Н. М. Подходы к оценке и способам прогнозирования безопасности состояния сложных технических объектов / Н. М. Быкова, Т. Ш. Белялов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2015. – Т. 48,№ 4. – С. 113–118.
  • Онищенко, В. Я. Классификация и сравнительная оценка факторов риска / В. Я. Онищенко // Безопасность труда в промышленности. – 1997. – № 2. – С. 46–56.
  • Лепихин, А. М. Надежность, живучесть и безопасность сложных технических систем / А. М. Ляпихин, В. В. Москвичев, С. В. Доронин // Вычислительные технологии. – 2009. – Т. 14, № 6. – С. 58–70.
  • Волик, Б. Г. О свойствах технических объектов, определяющих их эксплуатационную работоспособность / Б. Г. Волик // Надежность. – 2005. – Т. 25, № 2. – С. 64–69.
  • Костюков, А. А. Методы и средства обеспечения надежности автоматизированных систем / А. А. Костюков // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 10. – С. 44–47.
  • ГОСТ 27.301-95. Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения. M. : Издательство стандартов,
  • РНД 73-16-90. Методика по расчету показателей надежности системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре. Новосибирск, 1990.
  • Плоткин, Б. К. Безопасность жизнедеятельности: теория надежности и управление рисками / Б. К. Плоткин // Вестник факультета управления СПБГЭУ. – 2017. – № 1–2. – С. 236–241.
  • Стародубцева, С. А. Прогнозирование остаточного ресурса конструкций и деталей машин / С. А. Стародубцева, А. С. Гусев // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2012. – Т. 1, № 2. – С. 355–360.
  • Машиноведение в проблемах техногенной безопасности / Н. А. Махутов, М. М. Гаденин, В. П. Петров [и др.] // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 2008. – № 5. – С. 3–18.
  • СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. М. : Издание официальное, 2009.
  • ГОСТ Р 27.301-2011. Надежность в технике. Управление надежностью. Техника анализа безотказности.M. : Стандартинформ, 2013.
  • ВСН 116-93. Инструкция по проектированию линейно-кабельных сооружений связи. M., 1993.
  • Комментарии к отдельным статьям Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.
  • ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. М. : Издательство стандартов, 2002.