ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

Исследование потребительских предпочтений на рынке шоколада г.Кемерово

Аннотация
В настоящее время шоколад и шоколадные изделия остаются достаточно популярными и востребованными у всех групп потребителей. По оценкам экспертов, россиянин в среднем употребляет 4,7 кг шоколада и шоколадной продукции в год. Российский рынок шоколада на 91 % состоит из продукции российского производства. На рынке представ- лен широкий ассортимент продукции для различных сегментов рынка. Высокий уровень конкуренции среди крупных отечественных производителей стимулирует их систематически изучать предпочтения потребителей и адаптироваться под них. В отличие от центральной части России, в регионах достаточно медленно приживаются новые вкусовые новинки (например, шоколад с солью, перцем и другими специфическими добавками). В данной работе проведены маркетинговые исследования по изучению рынка шоколада г. Кемерово. Объектом исследования являлись предпочтения жителей г. Кемерово относительно выбора шоколада. Метод исследования поставленных целей – анкетирование. Проведенное исследование показало, что основная целевая аудитория потребителей шоколада – это активная часть население в возрасте от 18 до 39 лет, преимущественно женского пола. Наибольшее предпочтение отдается молочному шоколаду в среднем ценовом сегменте. В качестве наиболее предпочтительной упаковки шоколада большинство респондентов выделило полиэтиленовую и бумажную упаковки. Основным местом покупки шоколада является супермаркет. Потребители положительно относятся к новинкам, однако, предпочитают покупать привычные для них, «любимые» виды шоколада. Полученные при опросе данные позволили сформулировать рекомендации для производителей шоколада с учетом требований основной целевой аудитории потребителей, ее вкусовых предпочтений, предпочтений относительно упаковки, места покупки.
Ключевые слова
Шоколад, маркетинговые исследования, предпочтения потребителей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алиева, З. М. Концепция формирования потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений в розничной торговле / З. М. Алиева // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11, № 4–2. – С. 92–99.
  2. Анализ российского рынка шоколада и шоколадных изделий: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г. [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10524/. – Дата обращения: 10.01.2019.
  3. Гукасян, Н. Ю. Рестайлинг шоколада класса премиум / Н. Ю. Гукасян // Бренд-менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 248–256.
  4. Гусейнова, А. И. Обзор рынка шоколада: тенденции и проблемы / А. И. Гусейнова, С. М. Качалова // Централь- ный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 9 (50). – С. 89–90.
  5. Горбунова, М. Ю. Управление поведением потребителя в контексте эмоционально-коммуникативного сервиса / М. Ю. Горбунова, О. Ю. Понукалина // Социологические исследования. – 2012. – Т. 336, № 4. – С. 78–88.
  6. Кузьменко, С. С. Повышение эффективности функционирования международных компаний на мировом конди- терском рынке / С. С. Кузьменко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2016. – Т. 2, № 5 (5). – С. 132–136.
  7. Ляшко, К. Дизайн упаковки шоколада: обзор лидеров и новые тенденции / К. Ляшко // Koloro [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://koloro.ru/blog/dizain/dizajn-upakovki-shokolada-obzor-liderov-i-novye-tendencii.html. – Дата обращения: 10.01.2019.
  8. Маевский, В. О рациональном поведении реального потребителя / В. Маевский, Д. Чернавский // Вопросы эко- номики. – 2007. – № 3. – С. 71–85.
  9. Малышев, А. А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей / А. А. Малышев, А. А. Ткаченко// Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2012. – № 2. – С. 120–138.
  10. Родригез, М. Навстречу будущему потребительскому опыту: тренды и инновации в розничной торговле / М. Родригез, Ф. Паредес, Г. Йи // Форсайт. – 2016. – Т. 10, № 3. – С. 18–28.
  11. Руфф, Ф. Кризис роста и погоня за улучшениями: вызовы для инноваций и маркетинга / Ф. Руфф // Форсайт. – 2007. – Т. 1, № 2. – С. 22–26.
  12. Рыжакова, А. В. Мировой рынок кондитерских изделий / А. В. Рыжакова, О. А. Бабина // Международная тор- говля и торговая политика. – 2017. – Т. 12, № 4. – С. 59–74.
  13. Табаторович, А. Н. Товарные знаки кондитерских изделий как фактор обеспечения их конкурентоспособности/ А. Н. Табаторович, О. Д. Худякова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. – Т. 24, № 3. – С. 67–71.
  14. Тимановский, Е. А. Исследование российского рынка на предмет спроса и потребления шоколадных изделий / Е. А. Тимановский // Colloquium-journal. – 2018. – Т. 22, № 11–7. – С. 45–47.
  15. Тоболин А. Обзор рынка кондитерских изделий России: изменения и тенденции / А. Тоболин // Koloro [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/obzor-rynka-konditerskikh-izdeliy-rossii- izmeneniya-i-tendentsii.html. – Дата обращения: 10.01.2019.
  16. Удалова, И. Б. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования / И. Б. Удалова, К. В. Кириллова // Экономика и предприниматель- ство. – 2015. – Т. 61, № 8–1. – С. 942–944.
  17. Шадрин, В. Г. Маркетинговые аспекты инноваций пищевых продуктов / В. Г. Шадрин, А. А. Муратов // Сбор- ник трудов Международного симпозиума : Инновации в пищевой биотехнологии / Кемеровский государственный уни- верситет. – Кемерово, 2018. – С. 518–524.
  18. Шемчук, М. А. Мобильный маркетинг в сфере образования / М. А. Шемчук, B. Г. Шадрин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – Т. 46, № 4–1. – С. 158–160.
  19. Culture, Time Orientation, and Exploratory Buying Behavior / P. Legoherel, B. Dauce, C. H. Hsu [et al.] // Journal of International Consumer Marketing, – 2009, – Vol. 21, №. 2 – P. 93–107. DOI: https://doi.org/10.1080/08961530802153029.
  20. Squicciarini, M. P. The Economics of Chocolate / M. P. Squicciarini, J. Swinnen. – Oxford : Oxford University Press, 2016. 496 p.
Как цитировать?
Шемчук, М. А. Исследование потребительских предпочтений на рынке шоколада г. Кемерово / М. А. Шемчук, Е. Ю. Лобач // Техника и технология пищевых производств. – 2019. – Т. 49, № 1. – С. 159–165. DOI: https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019- 1-159-165.
О журнале