ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

Маркетинговое исследование рынка биологически активных добавок

Аннотация
Введение. Для профилактики и лечения большинства патологических процессов в организме человека используются функциональные продукты питания и биологически активные добавки (БАД), которые лишены основных недостатков лекарственных препаратов: привыкания, аллергических реакций, накопления лекарственных компонентов в организме человека. Актуальным является проведение исследования потребительской заинтересованности в биологически активных добавок. Целью данной работы является изучение современного состояния рынка биологически активных добавок путем проведения маркетингового исследования. Объекты и методы исследования. Данная работа основана на системном подходе изучения рынка биологически активных добавок с использованием абстрактно-логического, статистико-экономического и графического методов. Результаты и их обсуждение. Маркетинговое исследование позволило классифицировать БАД, представленные на фармацевтическом рынке г. Кемерово, выделить 45 организаций и 15 брендов. Социологический опрос 100 респондентов позволил выявить, что молодое поколение знакомо с понятием биологически активных добавок. Также все опрошенные следят за стоянием своего здоровья, но, несмотря на это, большинство из них нейтрально относятся к употреблению различных функциональных добавок к пище. Респонденты употребляют биологически активные добавки для укрепления здоровья и для решения локальных проблем (например, с кожей) в течение 1 курса в год по рекомендациям врачей и советам близких родственников. Опрос также помог выделить бренды и производителей биологически активных добавок в г. Кемерово, а также то, что добавки приобретаются через сеть аптек и в специализированных магазинах. Среди всех факторов, влияющих на выбор функциональных добавок, наименьшее влияние оказывает упаковка. В результате были выдвинуты рекомендации для производителей БАД касательно упаковки. Выводы. Биологически активные добавки являются востребованным продуктом на территории г. Кемерово и актуальным средством для восполнения необходимого количества нутриентов для поддержания здорового состояния организма. Но, несмотря на всю пользу данных функциональных добавок, населению необходимо дополнительное изучение всех возможностей и перспектив от употребления данного продукта.
Ключевые слова
Бактериоцин, маркетинг, потребитель, биологически активные добавки, здоровье
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Обеспеченность населения России микронутриентами и возможности ее коррекции. Состояние проблемы / В. М. Коденцова, О. А. Вржесинская, Д. В. Рисник [и т.д.] // Вопросы питания. – 2017. – Т. 86, № 4. – С. 113–124. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2017-00067.
  2. Николаева, Ю. В. Экология питания и перспективные тенденции производства пищевых продуктов быстрого приготовления на основе пищевых волокон / Ю. В. Николаева, В. В. Тарасова, А. П. Нечаев // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 117–125. DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-2/15.
  3. Михайлова, А. П. Пищевое поведение в норме, в условиях стресса и при патологии: библиографический обзор / А. П. Михайлова, А. В. Штрахова // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2018. – Т. 11, № 3. – С. 80–95. DOI: https://doi.org/10.14529/psy180310.
  4. Олейникова, Т. А. Изучение потребительских предпочтений БАД-нутрицевтиков на фармацевтическом рынке / Т. А. Олейникова // Региональный вестник. – 2020. – Т. 48, № 9. – С. 102–104.
  5. Смирнов, С. О. Разработка рецептуры и технологии получения биологически активной добавки к пище с использованием природных компонентов / С. О. Смирнов, О. Ф. Фазуллина // Техника и технология пищевых производств. – 2018. – Т. 48, № 3. – С. 105–114. DOI: https://doi.org/10.21603/2074-9414-2018-3-105-114.
  6. Фазуллина, О. Ф. Разработка состава и технологии получения биологически активной добавки к пище на основе лекарственных растений / О. Ф. Фазуллина, М. И. Лындина // Ползуновский вестник. – 2018. – № 4. – С. 89–94. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2072-8921.2018.04.018.
  7. MRSA carriage among healthcare workers in non-outbreak settings in Europe and the United States: A systematic review / M. Dulon, C. Peters, A. Schablon [et al.] // BMC Infectious Diseases. – 2014. – Vol. 14, № 3. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2334-14-363.
  8. De Kwaadsteniet, M. Nisin F in the treatment of respiratory tract infections caused by Staphylococcus aureus / M. De Kwaadsteniet, K. T. Doeschate, L. M. Dicks // Letters in Applied Microbiology. – 2009. – Vol. 48, № 1. – P. 65–70. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1472-765X.2008.02488.x.
  9. Use of probiotics for dermal applications / B. Cinque, C. La Torre, E. Melchiorre // Probiotics. Biology, genetics and health aspects / M.-T. Liong. – Berlin : Springer, 2011. – P. 221–241. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-20838-6_9.
  10. Staphylococcus aureus colonization: modulation of host immune response and impact on human vaccine design / A. F. Brown, J. M. Leech, T. R. Rogers [et al.] // Frontiers in Immunology. – 2013. – Vol. 4.
  11. Bowe, W. P. Acne vulgaris, probiotics and the gut-brain-skin axis: from anecdote to translational medicine / W. P. Bowe, N. B. Patel, A. C. Logan // Beneficial Microbes. – 2014. – Vol. 5, № 2. – P. 185–199. DOI: https://doi.org/10.3920/BM2012.0060.
  12. Chung, W. O. Antimicrobial peptides of skin and oral mucosa / W. O. Chung, H. Dommisch // Innate immune system of skin and oral mucosa: properties and impact in pharmaceutics, cosmetics, and personal care products / N. Dayan, P. W. Wertz. – Hoboken : John Wiley and Sons, 2011. – P. 117–121. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118025338.
  13. Aureocin A70 production is disseminated amongst genetically unrelated Staphylococcus aureus involved in bovine mastitis / H. Ceotto, R. C. Da Silva Dias, J. Dos Santos Nascimento [et al.] // Letters in Applied Microbiology. – 2012. – Vol. 54, № 5. – P. 455–461. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1472-765X.2012.03226.x.
  14. Pieterse, R. Mode of action and in vitro susceptibility of mastitis pathogens to macedocin ST91KM and preparation of a teat seal containing the bacteriocin / R. Pieterse, S. D. Todorov, L. M. T. Dicks // Brazilian Journal of Microbiology. – 2010. – Vol. 41, № 1. – P. 133–145. DOI: https://doi.org/10.1590/S1517-83822010000100020.
  15. Белоусова, О. В. Биологически активные добавки как перспективное направление развития фармацевтического рынка / О. В. Белоусова, Е. А. Белоусов, А. О. Иващенкова // Научный результат. Медицина и фармация. – 2016. – Т. 2, № 4. – С. 89–94.
  16. Белоусов, Е. А. Изучение спроса на лекарственные препараты для лечения кожных заболеваний / Е. А. Белоусов, О. В. Белоусова, В. Г. Трофимова // Научный результат. Медицина и фармация. – 2016. – Т. 2, № 1. – С. 59–62. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8955-2016-2-1-59-62.
  17. Bacteriocin production: a relatively unharnessed probiotic trait? [version 1; peer review: 2 approved] / J. W. Hegarty, C. M. Guinane, R. P. Ross [et al.] // F1000Research. – 2016. – Vol. 5. DOI: https://doi.org/10.12688/f1000research.9615.1.
  18. Shanker, E Quorum sensing regulation of competence and bacteriocins in Streptococcus pneumoniae and mutans / E. Shanker, M. Federle // Genes. – 2017. – Vol. 8, № 1. DOI: https://doi.org/10.3390/genes8010015.
  19. Antiherpes simplex virus type 2 activity of the antimicrobial peptide subtilosin / V. M. Quintana, N. I. Torres, M. B. Wachsman [et al.] // Journal of Applied Microbiology. – 2014. – Vol. 117, № 5. – P. 1253–1259. DOI: https://doi.org/10.1111/jam.12618.
Как цитировать?
Антонова, И. С. Маркетинговое исследование рынка биологически активных добавок / И. С. Антонова, А. Д. Веснина, В. Г. Шадрин // Техника и технология пищевых производств. – 2020. – Т. 50, № 3. – С. 503–514. DOI: https:// doi.org/10.21603/2074-9414-2020-3-503-514.
О журнале