Аффилиация
a Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
Все права защищены ©Шемчук и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Аннотация
В настоящее время шоколад и шоколадные изделия остаются достаточно популярными и востребованными у всех групп потребителей. По оценкам экспертов, россиянин в среднем употребляет 4,7 кг шоколада и шоколадной продукции в год. Российский рынок шоколада на 91 % состоит из продукции российского производства. На рынке представ- лен широкий ассортимент продукции для различных сегментов рынка. Высокий уровень конкуренции среди крупных отечественных производителей стимулирует их систематически изучать предпочтения потребителей и адаптироваться под них. В отличие от центральной части России, в регионах достаточно медленно приживаются новые вкусовые новинки (например, шоколад с солью, перцем и другими специфическими добавками). В данной работе проведены маркетинговые исследования по изучению рынка шоколада г. Кемерово. Объектом исследования являлись предпочтения жителей г. Кемерово относительно выбора шоколада. Метод исследования поставленных целей – анкетирование. Проведенное исследование показало, что основная целевая аудитория потребителей шоколада – это активная часть население в возрасте от 18 до 39 лет, преимущественно женского пола. Наибольшее предпочтение отдается молочному шоколаду в среднем ценовом сегменте. В качестве наиболее предпочтительной упаковки шоколада большинство респондентов выделило полиэтиленовую и бумажную упаковки. Основным местом покупки шоколада является супермаркет. Потребители положительно относятся к новинкам, однако, предпочитают покупать привычные для них, «любимые» виды шоколада. Полученные при опросе данные позволили сформулировать рекомендации для производителей шоколада с учетом требований основной целевой аудитории потребителей, ее вкусовых предпочтений, предпочтений относительно упаковки, места покупки.
Ключевые слова
Шоколад,
маркетинговые исследования,
предпочтения потребителей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиева, З. М. Концепция формирования потребительского поведения под влиянием маркетинга отношений в розничной торговле / З. М. Алиева // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11, № 4–2. – С. 92–99.
- Анализ российского рынка шоколада и шоколадных изделий: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г. [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10524/. – Дата обращения: 10.01.2019.
- Гукасян, Н. Ю. Рестайлинг шоколада класса премиум / Н. Ю. Гукасян // Бренд-менеджмент. – 2013. – № 4. – С. 248–256.
- Гусейнова, А. И. Обзор рынка шоколада: тенденции и проблемы / А. И. Гусейнова, С. М. Качалова // Централь- ный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 9 (50). – С. 89–90.
- Горбунова, М. Ю. Управление поведением потребителя в контексте эмоционально-коммуникативного сервиса / М. Ю. Горбунова, О. Ю. Понукалина // Социологические исследования. – 2012. – Т. 336, № 4. – С. 78–88.
- Кузьменко, С. С. Повышение эффективности функционирования международных компаний на мировом конди- терском рынке / С. С. Кузьменко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2016. – Т. 2, № 5 (5). – С. 132–136.
- Ляшко, К. Дизайн упаковки шоколада: обзор лидеров и новые тенденции / К. Ляшко // Koloro [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://koloro.ru/blog/dizain/dizajn-upakovki-shokolada-obzor-liderov-i-novye-tendencii.html. – Дата обращения: 10.01.2019.
- Маевский, В. О рациональном поведении реального потребителя / В. Маевский, Д. Чернавский // Вопросы эко- номики. – 2007. – № 3. – С. 71–85.
- Малышев, А. А. Влияние эмоциональных стимулов на поведение потребителей / А. А. Малышев, А. А. Ткаченко// Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2012. – № 2. – С. 120–138.
- Родригез, М. Навстречу будущему потребительскому опыту: тренды и инновации в розничной торговле / М. Родригез, Ф. Паредес, Г. Йи // Форсайт. – 2016. – Т. 10, № 3. – С. 18–28.
- Руфф, Ф. Кризис роста и погоня за улучшениями: вызовы для инноваций и маркетинга / Ф. Руфф // Форсайт. – 2007. – Т. 1, № 2. – С. 22–26.
- Рыжакова, А. В. Мировой рынок кондитерских изделий / А. В. Рыжакова, О. А. Бабина // Международная тор- говля и торговая политика. – 2017. – Т. 12, № 4. – С. 59–74.
- Табаторович, А. Н. Товарные знаки кондитерских изделий как фактор обеспечения их конкурентоспособности/ А. Н. Табаторович, О. Д. Худякова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. – Т. 24, № 3. – С. 67–71.
- Тимановский, Е. А. Исследование российского рынка на предмет спроса и потребления шоколадных изделий / Е. А. Тимановский // Colloquium-journal. – 2018. – Т. 22, № 11–7. – С. 45–47.
- Тоболин А. Обзор рынка кондитерских изделий России: изменения и тенденции / А. Тоболин // Koloro [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: https://koloro.ru/blog/brending-i-marketing/obzor-rynka-konditerskikh-izdeliy-rossii- izmeneniya-i-tendentsii.html. – Дата обращения: 10.01.2019.
- Удалова, И. Б. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования / И. Б. Удалова, К. В. Кириллова // Экономика и предприниматель- ство. – 2015. – Т. 61, № 8–1. – С. 942–944.
- Шадрин, В. Г. Маркетинговые аспекты инноваций пищевых продуктов / В. Г. Шадрин, А. А. Муратов // Сбор- ник трудов Международного симпозиума : Инновации в пищевой биотехнологии / Кемеровский государственный уни- верситет. – Кемерово, 2018. – С. 518–524.
- Шемчук, М. А. Мобильный маркетинг в сфере образования / М. А. Шемчук, B. Г. Шадрин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – Т. 46, № 4–1. – С. 158–160.
- Culture, Time Orientation, and Exploratory Buying Behavior / P. Legoherel, B. Dauce, C. H. Hsu [et al.] // Journal of International Consumer Marketing, – 2009, – Vol. 21, №. 2 – P. 93–107. DOI: https://doi.org/10.1080/08961530802153029.
- Squicciarini, M. P. The Economics of Chocolate / M. P. Squicciarini, J. Swinnen. – Oxford : Oxford University Press, 2016. 496 p.
Как цитировать?
Шемчук, М. А. Исследование потребительских предпочтений на рынке шоколада г. Кемерово / М. А. Шемчук,
Е. Ю. Лобач // Техника и технология пищевых производств. – 2019. – Т. 49, № 1. – С. 159–165. DOI: https://doi.org/10.21603/2074-9414-2019-
1-159-165.