ISSN 2074-9414 (Print),
ISSN 2313-1748 (Online)

Volume 29, Issue 2, 2013

3478
Abstract
The literature review allowed to select the glucose isomerase producers such as Lactobacillus brevis B-3, Streptomyces griseofuscus AS 1318 and Streptomyces wedmorensis AC 980. For the selection of a suitable strain glucose-isomerase activity, growth rate, biomass, dry matter content in the culture liquid, titratable acidity were determined. Based on the results of the experiments, the strain of Streptomyces griseofuscus differing from the analogues in more optimal features, was selected. The task of further study was to select the cultivation parameters. The effects of cultivation temperature, medium active acidity on the growth rate of the biomass of Streptomyces griseofuscus AS 1318 was analyzed. The optimum ratios of carbon sources and concentrations of Mg 2+ and Co 2+ for the glucose isomerase producer were determined.
3087
Abstract
Influence of a stage of introduction of premix in a bakery product on vitamins preservation is investigated. It is established that vitamin C introduction in the course of mixing of dough increases its losses in the course of baking by 9,6 % in comparison with addition into a stuffing. The assessment of consumer properties of the developed products showed that organoleptic, physical and chemical and microbiological indicators, and also labile components keep stability in the course of storage. It is proved that vitamin C losses in the course of storage are higher at the bakery products, which are stored without packing. On the basis of organoleptic, physical and chemical and microbiological researches regulated indicators of quality, terms and storage modes are defined.
2996
Abstract
The results of scientific investigations on determining the fraction composition of soybean raw material by-products from production of none-defattened soybean flour, elaborating the technology of flour from separate fractions their composition and combination are presented in the article. The investigations resulted in the elaboration of production technology of soybean protein carbohydrate flour from secondary soybean raw materials for its further use in bread-making and confectionery. By means of mathematic modeling optimum parameters of the flour production process are determined and characteristics of organoleptic and physical-chemical indices for the flour are given.
3330
Abstract
The layering of cheese is presented for the first time with the use of the structure anisotropy index. Consideration is given to the cheese manufacturing involving cheddaring and melting of curd. The influence of milk thermization and pasteurization on technological parameters of production and structural and mechanical properties of fresh cheese is studied. Rheological indices of cheeses with cheddaring and cooking of curd are measured by the method of sounding with use of the consistometer. It has been proved, that hydrophilous properties of cheese mass are intensified in control samples due to partial denaturation of whey proteins. This effect is confirmed by the slow rate of salt diffusion. Application of milk thermization allows the production of fresh cheese to meet high hygienic and microbiological safety standards.
2744
Abstract
This article presents the study on chemical composition, nutritional value and safe properties of the protein-lipid product from pine nuts. Proteins of the protein-lipid product contain all the essential amino acids. Lipids of the protein-lipid product show a considerable content of unsaturated fatty acids such as oleic, linoleic and γ-linolenic acids, and phospholipids. The carbohydrate complex is presented by polysaccharides such as starch, cellulose, pentozanami. As far as mineral substances and vitamins are concerned, magnesium, potassium, iron, manganese, zinc, water-soluble vitamins riboflavin and niacin, and fat-soluble tocopherols dominate quantitatively. Regarding the microbiological characteristics and toxic elements content of the protein-lipid product, it meets the requirements of sanitary rules and norms.
3171
Abstract
The article is devoted to the investigation of thermophysical characteristics of thermophilic lactic acid starters. The chemical composition of bacterial starter cultures has been determined. The methodology of the experiment and the data processing method for determination of the thermal properties of bacterial starters at temperatures above cryoscopic point and after freezing have been shown. The measured values of thermophysical properties of studied starters are given.
2701
Abstract
The paper considers the design, manufacture and storage of non-alcoholic beverages «Spritzers» based on «Karachinskaya» mineral water. The characteristics of the raw materials and the finished product are given. Defined are the qualitative composition of organic acids and their changes during storage. Developed are the soft drinks recipes and technology, and technical documentation.
3079
Abstract
The description of a biological and nutritional value of proteins including casein is presented in this article. The amino acid composition of all casein fractions is considered. The peptides obtained as a result of hydrolysis by endopeptidases are able to increase significantly the bioavailability of essential micronutrients such as calcium, zinc and, possibly, iron. Enzymatic hydrolysates of proteins in comparison with the free amino acids have much better functional properties. The results of studies of enzymatic casein hydrolysis under the action of endopeptidases: the degree of hydrolysis, fractional composition of casein as a result of its processing by enzymes, as well as the amino acid composition of obtained hydrolysates, are shown.
2922
Abstract
The article gives information about research results on the influence of different ferment varieties, with propionic acid bacteria on the specific formation of large-pattern semihard cheese varieties. Experimental production of test cheese was carried out in the shop of the «Order of the Badge of Honour Belebeevskij dairy plant Ltd». On the basis of experimental and analytical research it is recommended to use the thermophilic culture, containing the Propionibacterium freudenreichii subsp. Shermanii (PS-4) strain in the production of semihard cheese with addition of other cultures of the same type: PS-1 and PS-2.
2889
Abstract
The effect of heat treatment on the chemical composition and antioxidant properties of apple juice of the first extraction has been studied. The content of soluble solids, the mass fraction of titratable acids and that of reducing sugars, the content of phenol compounds and flavonoids as well as antiradical and antioxidant activities and the restoring force have been determined. The optimum regime of heat treatment has been established.
2965
Abstract
The research is devoted to the ways of activation of vital activity of brewers' yeast using different types of supplements e.g. antler preparations and an integrated yeast supplement. The positive effect of these preparations on the activity of some enzymes of the yeast cells responsible for the preparation and actually for the process of alcoholic fermentation is shown. The use of activated yeast for fermentation of beer wort contributes to the process intensification and improves the beer quality.
2987
Abstract
In the article the preliminary treatment of the aquated wheat germ is studied for the increase of their structure-forming properties as a stabilizing additive in the composition of ice-cream. The most substantial activation of functional-technological properties of the grain was observed under the hydrothermal treatment and vacuumizing. It is established that homogenization of the aquated wheat germ is not effective enough and can be applicable in technology of ice-cream in the treatment under pressure not higher than 10 MPa. The use of the preliminary structured wheat germ in a milk ice-cream composition allows obtaining high fluffing, good resistance to melting, fine distribution of air phials, fatty marbles and ice crystals.
2613
Abstract
The effect of sugar concentration on the intensity of sea buckthorn wine browning has been studied. It has been shown that the increase of sugar concentration and sweeteners introduction increases the shelf life of sea buckthorn wine. The calculated dependences to monitor the reaction intensity in the wine samples with different concentrations of sugars and sweeteners have been established.
2893
Abstract
Expediency of production of oleic acid from rape oil is theoretically proved and experimentally proved. Researches of the input products which are traditionally used in the production technology of oleic acid and indicators of quality of oleic acid, made are conducted in the traditional way. On the basis of the conducted researches of quality of oleic acid recommendations about preparation of raw materials and the production technology of oleic acid are developed.
2882
Abstract
The researches were conducted to define the organoleptic, physicochemical, structural, mechanical and microbiological indices of the fermented milk product containing a vegetable component (mung bean) during its storage. The shelf life of the new fermented milk product was substantiated.
3273
Abstract
In the modern meat industry various food additives and carbohydrate components are widely spread. They improve the appearance, bring diversity to the taste of the finished product, extend shelf life and perform many other functions. The micro-structural analysis adopted in a number of countries has only recently received the legal framework in Russia and is not sufficiently known for domestic experts. However, using the method of histological examination, you can quickly get a convincing description of the qualitative composition of most meat products and their compliance with regulatory requirements. The paper presents the complete results of the recent studies of meat raw materials and finished products conducted in the laboratory of micro-structural studies in the VNIIMP to determine structural characteristics, identification of the components and detection of fraud composition of meat products.
2424
Abstract
The aim of the present study was to determine the quantity of phenolic compounds of the wine material manufactured from the variety of «Zagadka Sharova» grape from the crops of different seasons. The dry wine materials produced with the same technology had the normal tendency to change the total content of phenolic compounds, anthocyanins, leucoanthocyanins and other components of the phenolic nature. In addition, the major values were in the variation range corresponding to the values of Vitis Vinifera wines.
2633
Abstract
The article deals with the aspects of necessity to determine a rational performance regime of the dosing unit within the mixture producing aggregate. The issues of volumetric dosers performance simulating based on a certain approach using Fourier series are considered. The algorithm for synthesizing the material flows signals at the outputs of continuous-type and batch dosing devices has been proposed. The software complex has been developed to reconstruct material flow signals in the LabView medium. The evaluation of the synthesized signals compared with registered real ones has been carried out.
2790
Abstract
Influence of key work parameters of a vibrating extractor on the extraction of ascorbic acid from the frozen fruits of Sorbus aucuparia L. and Schisandra chinensis berries is investigated. The following rational parameters of the extraction process and the vibration characteristics of the extractor and fruit extracts are identified: the vibrating plate hole diameter for Sorbus aucuparia L. is 3 mm, for Schisandra chinensis berries – 2,5 mm; plate vibration frequency for Sorbus aucuparia L. – 11,67 s -1, for Schisandra berries – 15 s -1, the extraction duration for Sorbus aucuparia fruits and Schisandra berries is 35 min, water temperature is (18±1) °C, the yield of vitamin C from the fruits is 52 %, and from Schisandra barries is 46 %.
2408
Abstract
Designed is the sprayer suction device of rotary spray apparatus with improved performance. The main technical-economic characteristics and the conditions of its combined operation with the discharge plate are studied. The results of research allowed establishing the conditions for stable operation of suction device on the discharge plate. Recommendations for calculation and design are suggested.
2593
Abstract
The prospects of using the rotary spray-type dust collector for fine purification of drying gases from foodstuff dust are shown. The results of the research on the lactose disperse structure and on different liquids on the contact element of the dust collector are presented.
2920
Abstract
Possible ways to increase energy efficiency and resource conservation of processes of meat pan-frying based on formulated technological requirements derived from the analysis of published experimental and theoretical data were developed. To increase the energy efficiency of the two sides frying and the output of finished products from meat it is offered to use the variable frequency electrical osmosis. In order to expand the resource base, the possibility of meat pan-frying with high content of connective tissue was theoretically substantiated.
2747
Abstract
The short description and the analysis of six original designs of vertical screw vibration mixers of continuous action of our development is provided in article for bulks for the purpose of acquaintance of audience of scientists with a series of the devices relating to one of the new directions in this area. As a whole, they are simple in production, allow to mix effectively ingredients with a wide range of physicomechanical characteristics in a thin vibroboiling layer and have small dimensions. Time of process doesn't exceed several minutes.
2658
Abstract
It was technological investigated the suitability of ten red grape harvests 2008–2012. The vineyard was grown in the Altai region in the village of Srostky. It was established that these varieties can be recommended for production of juice and wine production – table, semi-sweet, special and for develop the various blending. Noted that grape Zilga fully complies with the requirements for raw materials for the production of wine and wine products.
2443
Abstract
The HACCP plan to ensure the safety of kvass production has been developed. The analysis of risks in critical control points of the production process has been carried out. Identified were the critical control points at certain operations of the technological process and the preventive measures eliminating the risks or reducing them to an acceptable level have been developed.
3731
Abstract
Using the method of differential scanning calorimetry the melting curves of the sea buckthorn oil – sunflower oil system have been studied. The possibility of identifying the composition of such mixtures has been shown.
2445
Abstract
Assessment of the quality of half-carcasses of Hereford heifers of the first and second calving based on the analysis of grading, morphological and chemical composition is made. Trade and industry half-carcass cuts are determined. The biochemical composition of muscle meat is investigated. The energy value of slaughter products is grounded. According to the research results the meat of the second calving cows is rated as the first category beef.

ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

Том 29, №2, 2013

3600
Аннотация
В процессе исследования путем анализа литературных источников были выбраны продуценты глюкозоизомеразы, такие как Lactobacillus brevis Б-3, Streptomyces griseofuscus АС 1318 и Streptomyces wedmorensis АС 980. Для подбора подходящего штамма определяли глюкозоизомеразную активность, скорость роста биомассы, содержание сухих веществ в культуральной жидкости, титруемую кислотность. На основании результатов опытов был выбран штамм Streptomyces griseofuscus, отличающийся от аналогов наиболее оптимальными показателями. Дальнейшее исследование заключалось в подборе параметров культивирования. Проанализировано влияние температуры культивирования, активной кислотности среды на скорость роста биомассы Streptomyces griseofuscus АС 1318. Определены оптимальные соотношения источников углерода и концентрация ионов Mg 2+ и Co 2+ для данного продуцента глюкозоизомеразы.
3177
Аннотация
Исследовано влияние стадии внесения премикса в хлебобулочное изделие на сохранность витаминов. Установлено, что внесение витамина С в процессе замешивания теста увеличивает его потери в процессе выпечки на 9,6 % по сравнению с внесением в начинку. Оценка потребительских свойств разработанных изделий показала, что органолептические, физико-химические и микробиологические показатели, а также лабильные компоненты сохраняют стабильность в процессе хранения. Доказано, что потери витамина С в процессе хранения выше у булочек, хранившихся без упаковки. На основе органолептических, физико-химических и микробиологических исследований определены регламентируемые показатели качества, сроки и режимы хранения.
3094
Аннотация
Приведены результаты научных исследований по определению фракционного состава вторичного соевого сырья от производства необезжиренной соевой муки, разработке технологии муки из отдельных фракций, их композиций и комбинаций. В результате исследований разработана технология производства соевой белково-углеводной муки из вторичного соевого сырья для дальнейшего ее использования в технологии хлеба и мучных кондитерских изделий. Путем математического моделирования установлены оптимальные параметры процесса получения муки, а также приведены характеристики органолептических и физико-химических показателей полученной муки.
3435
Аннотация
Впервые представлена cлоистость сыра через показатель анизотропности структуры. Рассмотрены теоретические основы производства сыров с чеддеризацией и плавлением массы. Изучено влияние термизации и пастеризации молока на технологические параметры производства и структурно-механические характеристики свежего сыра. Реологические показатели сыров с чеддеризацией и плавлением массы определены методом зондирования на реоконсистометре. Установлено, что в контрольных образцах за счет частичной денатурации сывороточных белков повышаются гидрофильные свойства сырной массы. Данный эффект подтверждается снижением скорости диффузии соли. Использование термизированного молока позволяет получать стандартный и безопасный в микробиологическом отношении свежий сыр с чеддеризацией и плавлением массы.
2828
Аннотация
Представлены исследования химического состава, пищевой ценности и показателей безопасности белково-липидного продукта из кедровых орехов. Белки белково-липидного продукта содержат все незаменимые аминокислоты. Липиды белково-липидного продукта характеризуются значительным содержанием ненасыщенных жирных кислот – олеиновой, линолевой, γ-линоленовой и фосфолипидами. Углеводный комплекс представлен полисахаридами – крахмалом, клетчаткой, пентозанами. Из минеральных веществ в количественном выражении превалируют магний, калий, железо, марганец, цинк, из витаминов – водорастворимые группы В – рибофлавин, ниацин, из жирорастворимых – токоферолы. По микробиологическим показателям и содержанию токсичных элементов белково-липидный продукт соответствует требованиям СанПиН.
3243
Аннотация
Посвящена исследованиям теплофизических свойств заквасок термофильных молочнокислых микроорганизмов. Исследован химический состав бактериальных заквасок. Изложена методика проведения эксперимента и методика обработки экспериментальных данных для определения теплофизических характеристик бактериальных заквасок при температурах выше криоскопической точки и после окончания процесса замораживания. Приведены измеренные значения теплофизических характеристик исследованных видов заквасок.
2811
Аннотация
Рассматриваются вопросы проектирования, производства и хранения безалкогольных напитков «Шорле» на основе минеральной воды «Карачинская». Приведены характеристики сырья и готового продукта. Определен качественный состав органических кислот и их изменение в процессе хранения. Разработаны рецептуры и технология напитков.
3163
Аннотация
Представлено описание биологической и пищевой ценности белков, в том числе и казеина, рассмотрен аминокислотный состав всех фракций казеина. Пептиды, полученные в результате гидролиза эндопептидазами, способны в большей степени, чем свободные аминокислоты, повышать биодоступность эссенциальных микронутриентов: кальция, цинка и, возможно, железа. Также представлены результаты исследований ферментативного гидролиза казеина под действием эндопептидаз: степень гидролиза, фракционный состав казеина в результате его обработки ферментами и аминокислотный состав полученных гидролизатов.
3000
Аннотация
Приведены сведения о результатах исследований влияния различных видов заквасок, содержащих пропионовокислые бактерии, на формирование видовых особенностей полутвердого сыра с крупным рисунком. Экспериментальные выработки опытных сыров проводили в производственном цехе ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат». На основании результатов экспериментальных и аналитических исследований рекомендуется использовать в технологическом процессе производства полутвердого сыра с крупным рисунком термофильную культуру, содержащую определенный штамм Propionibacterium freudenreichii subsp. Shermanii (PS-4), с добавлением других культур этой серии PS-1 и PS-2.
2975
Аннотация
Изучалось влияние термообработки на химический состав и антиоксидантные свойства яблочных соков первого отжима. Определяли содержание растворимых сухих веществ, массовую долю титруемых кислот, редуцирующих сахаров, содержание фенольных веществ, флавоноидов, а также антирадикальную и антиоксидантную активности, восстанавливающую силу. Определен эффективный режим термообработки.
3052
Аннотация
Работа посвящена способам активации жизнедеятельности пивных дрожжей путем использования различных видов подкормок – препарата пантов и комплексной дрожжевой подкормки. Показано положительное влияние данных препаратов на активность некоторых ферментов дрожжевой клетки, отвечающих за подготовку и собственно процесс спиртового брожения. Использование активированных дрожжей для сбраживания пивного сусла способствует интенсификации процесса и улучшению качества пива.
3064
Аннотация
Изучена возможность предварительной обработки гидратированных зародышей пшеницы для повышения их структурирующих свойств как стабилизирующей добавки в составе мороженого. Наиболее существенная активация функционально-технологических свойств зернового компонента наблюдалась под воздействием гидротермической обработки и вакуумирования. Установлено, что гомогенизация гидратированных зародышей пшеницы недостаточно эффективна и может быть применима в технологии мороженого при обработке под давлением не выше 10 МПа. Использование предварительно структурированных зародышей пшеницы в составе молочного мороженого позволяет получать высокую взбитость, хорошее сопротивление таянию, мелкодисперсное распределение воздушных пузырьков, жировых шариков и кристаллов льда.
2697
Аннотация
Изучено влияние концентрации сахаров на интенсивность протекания процесса покоричневения в облепиховых винах. Экспериментально показано, что повышение концентрации сахаров и введение сахарозаменителей приводит к увеличению срока хранения облепиховых вин. Получены расчетные зависимости для контроля интенсивности протекания реакции в образцах вина с различной концентрацией сахаров и сахарозаменителей.
2973
Аннотация
Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность производства кислоты олеиновой технической из рапсового масла. Проведены исследования сырьевых компонентов, традиционно используемых в технологии производства кислоты олеиновой технической, и показатели качества олеиновой кислоты, производимой традиционным способом. На основании проведенных исследований качества олеиновой кислоты разработаны рекомендации по подготовке сырья и технологии производства кислоты олеиновой.
2972
Аннотация
Проведены исследования органолептических, физико-химических, структурно-механических и микробиологических показателей кисломолочного продукта с растительным компонентом (фасоль мунг) при его хранении. Обоснован срок годности нового кисломолочного продукта.
3347
Аннотация
В современной мясной промышленности различные пищевые добавки и компоненты углеводной природы получили большое распространение. Они улучшают товарный вид, вносят разнообразие во вкусовые качества готового продукта, продлевают срок хранения и выполняют многие другие функции. Принятый в ряде стран мира микроструктурный анализ в России совсем недавно получил законодательную базу и пока недостаточно известен отечественным специалистам. Тем не менее, метод гистологического исследования, позволяет достаточно быстро получать убедительный ответ о качественном составе большинства мясных продуктов и их соответствии требованиям нормативной документации. В статье представлены комплексные результаты гистологических исследований, проводимых в лаборатории микроструктурных исследований мясных продуктов ВНИИМП в течение последних лет, по оценке мясного сырья и готовых продуктов с целью определения их структурных характеристик, идентификации входящих в состав компонентов и выявлению случаев фальсификации состава.
2491
Аннотация
Целью настоящей работы являлось количественное определение фенольных веществ виноматериалов, полученных из винограда сорта «Загадка Шарова» урожая разных лет. Произведенные по одной технологии сухие виноматериалы имели нормальную тенденцию изменения общего содержания фенольных веществ, антоцианов, лейкоантоцианов и других составляющих фенольной природы. Причем большинство значений были в диапазоне варьирования соответствующих показателей вин Vitis Vinifera .
2702
Аннотация
Аргументируется необходимость определения рационального режима работы блока дозирующих устройств в составе смесеприготовительного агрегата. Рассмотрены вопросы моделирования работы дозаторов объемного типа на основе эмпирического подхода с использованием рядов Фурье. Предложен алгоритм синтеза сигналов материальных потоков, формируемых непрерывными и порционными дозирующими устройствами. Разработан программный комплекс для воспроизведения материалопотоковых сигналов в инструментальной среде LabView. Проведено сравнение синтезированных сигналов с реальными.
2872
Аннотация
Исследовано влияние основных параметров работы вибрационного экстрактора на экстрагирование аскорбиновой кислоты из замороженных плодов рябины обыкновенной ( Sorbus aucuparia L.) и ягод лимонника китайского ( Schisandra chinensis ). Выявлены следующие рациональные параметры процесса экстрагирования в вибрационном экстракторе и характеристики плодово-ягодных экстрактов: диаметр отверстий вибрационной тарелки для плодов рябины – 3 мм, а для ягод лимонника – 2,5 мм; частота колебаний тарелки для плодов рябины – 11,67 с –1, для ягод лимонника – 15 с –1; продолжительность экстрагирования для плодов рябины и ягод лимонника – 35 мин; температура воды – (18±1) °С; выход витамина С из плодов рябины составил 52 %; выход витамина С из ягод лимонника – 46 %.
2496
Аннотация
Разработано заборное устройство распылителя роторного распылительного аппарата, отличающееся улучшенными эксплуатационными характеристиками; исследованы основные технико-экономические показатели и условия его совместной работы со сливной тарелкой. Результаты исследований позволили установить условия устойчивой работы заборного устройства на сливной тарелке. Предложены рекомендации для расчета и проектирования.
2669
Аннотация
Показана перспективность использования роторного распылительного пылеуловителя для тонкой очистки сушильных газов от пыли пищевых продуктов. Приведены результаты исследования дисперсного состава лактозы и различных жидкостей на контактном элементе пылеуловителя.
2996
Аннотация
Разработаны возможные направления повышения энергоэффективности и ресурсосбережения процессов кондуктивного жарения мяса на основе сформулированных технологических требований, полученных из анализа опубликованных экспериментальных и теоретических данных. Для повышения энергоэффективности процесса двустороннего жарения и выхода готовых изделий из мяса предложено использовать электроосмос переменной частоты. Для расширения ресурсной базы теоретически обоснована возможность проведения процесса кондуктивного жарения мяса с высоким содержанием соединительной ткани.
2815
Аннотация
Приводится краткое описание и анализ шести оригинальных конструкций вертикальных винтовых вибрационных смесителей непрерывного действия для сыпучих материалов с целью ознакомления аудитории научных работников с серией аппаратов, относящихся к одному из новых направлений в этой области. В целом они просты в изготовлении, позволяют эффективно смешивать ингредиенты с широким спектром физико-механических характеристик в тонком виброкипящем слое и имеют небольшие габариты. Время процесса не превышает нескольких минут.
2738
Аннотация
Исследована технологическая пригодность десяти красных сортов винограда урожая 2008–2012 годов, произрастающих на винограднике в Алтайском крае, в селе Сростки. Выявлено, что указанные сорта можно рекомендовать для получения сокоматериалов, производства вин – столовых и специальных, а также для составления различных купажей. Отмечено, что сорт винограда Зилга полностью соответствует требованиям, предъявляемым к сырью для производства вин и виноматериалов.
2533
Аннотация
Разработан план НАССР для обеспечения безопасности производства кваса. Проведен анализ рисков в критических контрольных точках производственного процесса. Выявлены критические контрольные точки на определенных операциях технологического процесса и разработаны предупреждающие мероприятия, устраняющие риски или снижающие их до допустимого уровня.
3845
Аннотация
Методом дифференциальной сканирующей калориметрии исследованы кривые плавления системы «Облепиховое масло – подсолнечное масло». Показана возможность идентификации состава таких смесей.
2531
Аннотация
Проведена оценка качества полутуш телок первого и второго отелов герефордской породы на основе морфологического, сортового и химического состава. Определены торговые и промышленные отруба полутуш. Исследован химический состав мышц мяса. Дана оценка энергетической ценности продуктов убоя. По результатам исследований мясо коров второго отела отнесено к говядине первой категории.