ISSN 2074-9414 (Печать),
ISSN 2313-1748 (Онлайн)

ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ

Аннотация
Статья посвящена анализу рынка франшиз в сфере общественного питания в разрезе франшиз кофеен. Целью статьи является анализ франчайзинговой модели ведения бизнеса в общественном питании. В статье проанализировано современное состояние рынка франшиз кофеен, состояние спроса на услуги подобных заведений и тенденции его изменения, изменения, происходящие на рынке кофеен в связи с экономическим кризисом, особенности франчайзинговых сетей, функционирующих в настоящее время на рынке и предлагающих франшизу для покупки. Проанализированы особенности различных форматов кофеен, функционирующих на российском рынке, как принадлежащих сетевым структурам, так и самостоятельных. Показано, что сетевые структуры могут развиваться как посредством открытия собственных точек, так и с помощью продажи франшизы. Обозначены преимущества франчайзера, которые он получает, преобразовав свой бизнес во франчайзинговую сеть, а также преимущества франчайзи, которые он получает, приобретая франшизу. Рассмотрены данные о франшизах некоторых кофеен, предлагаемых в настоящее время к продаже. Сделаны выводы о состоянии рынка кофеен в настоящее время, о причинах его роста и о рентабельности и целесообразности открытия новых заведений, о причинах популярности на российском рынке некоторых заведений. Представлены результаты о жизнеспособности франчайзинговых сетей, функционирующих в настоящее время на рынке, их преимуществах и недостатках. Дано заключение о влиянии преобразования самостоятельного предприятия в сетевую структуру с применением франчайзинга на величину собственных потенциальных экономических выгод и капитала компании для владельцев бизнеса.
Ключевые слова
Франчайзинг, общественное питание, кофейни, франчайзинговая сеть, франшиза
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Ilan, Alon (ed.). Service Franchising. A Global Perspective. - Berlin: Springer Publ. - 2005. - 264 p.
  2. Беленец, П.С. Основные тенденции и проблемы развития франчайзинга в России / П.С. Беленец // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 3(26). - С. 9-19.
  3. Бахарев, В.В. Франчайзинг как инструмент развития малого предпринимательства / В.В. Бахарев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 12. - С. 49-52.
  4. Котляров, И.Д. Опыт формального описания франчайзинга / И.Д. Котляров // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2007. - № 5. - С. 129-133.
  5. Котляров, И.Д. Механизмы использования посредников при дистрибуции услуг / И.Д. Котляров // Вопросы регулирования экономики. - 2012. - Т. 3. - № 3. - С. 97-110.
  6. Наркевич, Е.Г. Франчайзинг как форма кооперации: попытка анализа / Е.Г. Наркевич // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. - № 4. - С. 22-25.
  7. Патрушева, А.В. Организационно-экономическая природа франчайзинга / А.В. Патрушева // Компетентность. - 2016. - № 3. - С. 42-46.
  8. Тимофеева, Е.Г. Экономическое и организационное содержание франчайзинга / Е.Г. Тимофеева // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 4. - С. 145-153.
  9. Li-Tzang (Jane) Hsu, SooCheong (Shawn) Jang. Effects of restaurant franchising: Does an optimal franchise proportion exist?// International Journal of Hospitality Management. - 2009. - no. 28. - P. 204-211.
  10. Kolesova, A.A. Problems and prospects of franchising development in Russia / A.A. Kolesova, G.O. Fangmann, N.V. Cherepanova // Journal of Economics and Social Sciences. - no 5. - Available online at http://jess.esrae.ru/.
  11. Medvedev, S. Franchising in Russia: practical aspects and legal basics / S. Medvedev. - FRANCHISING - RUSSIA. February 09 - 2016.
  12. Бахарев, В.В. Влияние современной экономической ситуации в России на сферу торговли и общественного питания / В.В. Бахарев, Р.А. Икрамов // В мире научных открытий. - 2015. - № 5. - С. 7-18.
  13. Захарова, Е.В. Санкции против России. Анализ влияния экономического кризиса на розничную торговлю / Е.В. Захарова, М.В. Майер // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 22-27.
  14. Россияне в кризис стали чаще ходить в кофейни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/10/06/2016/575a8d9e9a79475cfe4793ba?from=newsfeed (дата обращения: 16.11.2016).
  15. Операторы российского рынка кофеен и кафе-кондитерских продолжают развитие, несмотря на кризис [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/31/08/2016/562950001008206.shtml (дата обращения: 16.11.2016).
  16. Обзор рынка кофеен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/food/coffee_review.htm (дата обращения: 16.11.2016).
  17. Яковлева, Я.В. Анализ тенденций российского рынка кофеен как сегмента рынка общественного питания / Я.В. Яковлева // Научный альманах. - 2015. - № 11-1(13). - С. 592-595.
  18. Nikulin, E.D. Franchising in Russia: does an optimal franchise proportion exist? / E.D. Nikulin, Alexander I. Shatalov // Asian Journal of Business Research. - 2013. - no 5. - Р. 32-48.
  19. Madanoglu, M. Franchising and firm financial performance among U.S. restaurants / M. Madanoglu, K. Lee, G. Castrogiovanni // Journal of retailing. - 2011. - no. 87 (3). - P. 406-417.
  20. «Шоколадница» закрыла сделку по покупке «Кофе Хауз» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5449275ecbb20f54a50a3058 (дата обращения: 16.11.2016).
Как цитировать?
О журнале