Аффилиация
a ФГБОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»
Все права защищены ©Тихонова и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Аннотация
Маркировка товара является одним из средств информации для потребителя. Требования к маркировке устанавливаются действующими нормативными документами, однако они предъявляются только к информационному содержанию, а качество исполнения маркировки не учитывается. Знакомство потребителя с товаром начинается с изучения маркировки. Если потребитель удовлетворен доступностью и полнотой информации обо всех характеристиках товара, он делает выбор в его пользу, в противном случае покупка не совершается. Следует отметить, что соответствие информационного содержания не всегда совпадает с его доступностью и сохраняемостью при товародвижении и реализации. Как правило, носителями маркировки являются этикетки, кольеретки, бирки, ярлыки и др., к которым также предъявляются требования действующих нормативных документов в отношении материалов, их качественных характеристик, краски, наносимой на носители, а также мест расположения информации о товаре, однако при этом отсутствует общий подход к оценке маркировки, вынесенной на носитель, ее безопасности, доступности и сохраняемости в процессе товародвижения от изготовителя к потребителю. В этой ситуации целесообразен комплексный подход к оценке информации, помещенной на носителе маркировки, что позволит выявить несогласованность не только информационного характера, но и отсутствие соответствия требованиям безопасности, сохраняемости и доступности. Разработка критериев оценки качества маркировки, касающихся не только содержания, но и четко определяющих само исполнение маркировки, является актуальной задачей, решение которой позволит наиболее полно удовлетворить информационные потребности покупателя в отношении товара, предприятию-изготовителю - повысить конкурентоспособность товара, а предприятиям торговли - избежать издержек обращения. В результате проведенных исследований были выделены и сгруппированы органолептические и физико-химические показатели качества маркировки, позволяющие выявить ее ненадлежащие свойства, а также разработаны методы их определения.
Ключевые слова
Маркировка,
показатели качества,
оценка качества,
номенклатура показателей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Клуб потребителей «На продуктах может появиться маркировка с указанием уровня холестерина, соли и сахара» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kp.ru/daily/26132.4/3023018/.
- ГОСТ 26160-84. Краски печатные. Метод испытания на стойкость к воздействию реагентов: введ. 01.01.85. - М.: Издательство стандартов, 1984. - 7 с.
- ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования: введ. 01-07 2005. - М.: Стандартинформ, 2006. - 25 с.
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/901971356.
- Этикетки. Технические условия на этикетки. ТУ 9571-002-14350732-2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.nrap.ru/pub10_60_1_1036.html.
- Николаева, М.А. Этикетирование пищевых продуктов / М.А. Николаева, О.Д. Худякова, М.С. Худяков // Сибирский торгово-экономический журнал.- 2013. - № 17. - С. 87-92.
- Этикетирование и маркировка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.arzpuck.ru/arz151.html.