Аффилиация
a ФГБОУ ВО "Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)"
b ФГБОУ ВО "Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова"
Все права защищены ©Крапива и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Аннотация
Оптимизация питания населения в целом и отдельных групп в частности - это актуальная проблема, требующая своего решения. В рамках программ по оптимизации питания разумно рассматривать целевые направления исследования с последующими решениями в виде инновационных проектов. Система «наука, образование - производство - рынок» как основа инновационного проекта предполагает целесообразность генерирования и научную обоснованность«идеи» на основе методов научно-технического творчества. Сложность применения таких методов заключается, с одной стороны, в хорошей теоретической проработке, а с другой - в недостаточном опыте их адаптации при проведении исследований в пищевой промышленности и общественном питании. Решение проблемы питания - задача многоаспектная и неформализованная, что требует выбора приоритетного направления исследования, т. е. предметной области исследования. Для этого использован метод синектики, интерпретированный под решение конкретной задачи. Сущность интерпретации заключается в использовании не четырех аналогий, как в классическом варианте, а только одной - прямой аналогии. Выбор синекторов - одна из сложнейших задач использования метода, так как члены рабочей группы должны знать и уметь пользоваться методами научно-технического творчества, обладать креативным мышлением и глубоко знать проблемы той области знаний, в плоскости которой принимается решение. Задача синекторов - на основе имеющейся базы знаний о проблеме и потенциальных путях решения определить явные и неявные знания, в результате чего неявные знания и будут представлять предметную область исследований, в рамках которой актуально их проведение. Результирующей анализа синекторов явился выбор приоритетного направления исследований, касающегося разработки новых продуктов питания с гарантированными потребительскими свойствами и востребованными рынком. Обобщение результатов исследования на основе метода синектики позволило дать рекомендации в виде алгоритма процесса формирования предмета исследования на примере новых пищевых продуктов для студентов.
Ключевые слова
Новые продукты питания,
разработка,
методы научно-технического творчества,
явные знания,
неявные знания,
предметная область исследования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Новоселов, С. В. Методология проектирования и продвижения на потребительский рынок пищевых продуктов в условиях инновационной деятельности : автореф. дис.. д-ра техн. наук : 05.18.15 / Новоселов Сергей Владимирович. - Кемерово, 2012. - 49 с.
- Юдина, С. Б. Совершенствование методики проектирования пищевой ценности функциональных продуктов /С. Б. Юдина // Мясная индустрия. - 2015. - № 3. - С. 36-37.
- Инновационная деятельность на основе инновационной среды / С. В. Новоселов [и др.] // Кемерово : КемТИПП, 2016. - 219 с.
- Activation of learning and creative activity of the vocational pedagogical university students / O. E. Krayukhina [et al.] // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, № 15. - P. 8311-8322.
- Леонтьев, В. Ф. Методы косвенного управления творческой деятельностью / В. Ф. Леонтьев, Г. А. Аниканов // Проблемы машиностроения и автоматизации. - 2014. - № 3. - С. 42-52.
- Gordon, W. J. J. Synectics: The Develepment of Creative Capacity / W. J. J. Gordon. - New York ; Evanston : Harper & Row, cop., 1961. - 180 p.
- Yastremska, O. M. Synectics as a method of enhancing creative thinking of staff / O. M. Yastremska, Yu. M. Sivash // Проблемы экономики (Харьков). - 2014. - № 2. - С. 219-223.
- Голубков, Е. П. Генерация идей как этап процесса разработки нового продукта / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 16-27.
- Белякова, Е. М. Инновационные методы обучения в образовании / Е. М. Белякова, А. В. Прокопьев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 496.
- Бондаренко, А. В. Методы изучения творческого мышления как феномена культуры / А. В. Бондаренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-1. - С. 40-42.
- Панферкина, И. С. Эвристические методы обучения в контексте интегративного подхода к подготовке специалистов для органов внутренних дел / И. С. Панферкина // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 223-228.
- Rickards, T. Synectics: reflections of a little-s practitioner / T. Rickards // Creativity and Innovation Management. - 2003. - Vol. 12, № 1. - P. 28-31.
- Lomko, I. G. Use of face-to-face group methods of expert evaluation in social and political research / I. G. Lomko // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2016. - Т. 2 (68), № 1. - С. 9-15.
- Proctor, R. A. The use of metaphors to aid the process of creative problem solving / R. A. Proctor // Personnel Review. - 1989. - Vol. 18, № 4. - P. 33-42.
- Georgiou, S. N. Synectics: a problem-solving tool for educational leaders / S. N. Georgiou // The International Journal of Educational Management. - 1994. - Vol. 8, № 2. - P. 5-10.
- Панфилова, А. П. Синектика технология генерирования идей для коллективного принятия решения / А. П. Панфилова // Нефтегазовое дело. - 2013. - Т. 11, № 1. - С. 161-166.