Аффилиация
a ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности»
Все права защищены ©Сурков и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Аннотация
Рассмотрены приоритеты направления в области разработок и внедрения систем менеджмента качества на пищевых и перерабатывающих предприятиях. Представлены результаты теоретических и прикладных исследований в форме внедрения международных стандартов серии ISO 9000, ISO 22000 с соблюдением правил GMP.
Ключевые слова
Система менеджмента качества и безопасности,
интегрированные системы менеджмента качества,
предприятия пищевой,
перерабатывающей промышленности
ВВЕДЕНИЕ
Кафедра биотехнологии и товароведения и управления качеством Кемеровского технологического института пищевой промышленности совместно с Кузбасским сертификационным центром, «АНО «ЦКиО Интерконсалт», TUV-NORD GRUРP (Германия), рядом других зарубежных компаний занимается разработкой и внедрением на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности международных стандартов серии ISO 9000.
Для выхода на глобальный рынок и удержания позиций на местных рынках российские предприятия должны не только обеспечить безопасность продукции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение всех необходимых процессов производства.
Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Какие преимущества дает сертификат ISO?
Во многих странах наличие сертификата ISO является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном уровне.
Наличие добровольного сертификата ISO является знаком качества продукции или услуг для потребителя, дополнительной гарантией надежности, профессиональной компетентности.
Федеральные и местные органы власти для обеспечения независимой оценки и контроля качества продукции и услуг прибегают к помощи добровольной сертификации, результаты которой используются для выдачи лицензий на определенную деятельность, получения государственных заказов и т.д. Кроме того, банки и страховые компании также заинтересованы в наличии сертификатов на определенные объекты для принятия решений при определении размеров и условий кредитования и страхования. Следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам серии ISO рассматривается как обязательное условие сертификации.
Это становится особенно актуальным, если учесть, что Россия находится на пороге вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО).
По данным на сентябрь 2006 года, приблизительно 888 тыс. организаций в 161 стране мира сертифицировано на соответствие ISO 9001 (системы менеджмента качества) и ISO 14001 (системы экологического менеджмента).
По данным секретариата OHsas Project Group, который управляется Британским институтом стандартов (ВSI), к концу 2005 года более чем в 80 странах мира было выдано 15 185 сертификатов соответствия стандарту OHsas 18001 и эквивалентных ему по системам менеджмента профессионального здоровья и безопасности.
Внедрение интегрированной системы менеджмента (ИСМ), соответствующей международным стандартам (МС), и сертификация могут стать одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Но внедрение стандартов - это не только дело престижа и решение проблем предприятия: сертификация на соответствие ISO 14001 затрагивает интересы населения и экосистему региона в целом, а сертификация на соответствие ISO 18001 влияет на безопасность и здоровье работников организаций.
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента - MSS (Management System Standards). К таковым относятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии 14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability ) 8000 на системы социального и этического менеджмента. К числу MSS (таблица 1) относят также стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся на принципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащая производственная практика), и стандарты на системы, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council - Лесной попечительский совет).
Под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое. Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время MSS интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.
О тождественности понятий «интегрированная система менеджмента» и «система общего менеджмента » можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, а это может оказаться неопределенно длительным процессом.
Таблица 1
Международные стандарты менеджмента,
предназначенные для различных отраслей
Отрасль промышленностиСтандарты
АвтомобильнаяИСО УТУ 16949:2002 (QS 9000)
АэрокосмическаяAS 9100:2001
Телекоммуникационного оборудованияTL 9000:2001
ПищеваяИСО 15161:2001 (стандарты НАССР1 и GMP)
Медицинского оборудованияИСО 13485:1996, ИСО 13488:1996
ФармакологическаяСтандарты GMP
ЛеснаяСтандарты FSC
Между тем данный процесс, видимо, может быть ускорен путем разработки универсального международного стандарта на систему общего менеджмента организации. Постановка такой проблемы представляется достаточно обоснованной и реальной, если обратиться к отечественному опыту создания еще в начале 80-х годов прошлого века комплекса государственных стандартов серии 24525 на управление производственным объединением и промышленным предприятием.
По принятой в этом комплексе методологии общая система управления организацией должна охватывать все аспекты ее деятельности и состоять из шести целевых подсистем по управлению: выполнением плана производства и поставок продукции, ресурсами, техническим развитием производства, социальным развитием коллектива и окружающей средой.
Заболевания, вызванные не безопасными пищевыми продуктами, являются серьезным экономическим и социальным фактором в масштабах любого государства. Именно поэтому развитые страны уделяют особое внимание организации и управлению производства безопасных продуктов. Международное признание получили принципы НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ опасных факторов и критические контрольные точки), применение которых для потребителей во многих странах являются синонимом безопасности.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007 объединяет принципы, на которых основана система анализа опасностей и установления критических контрольных точек (ХАССП), и мероприятия по применению данной системы, разработанные Комиссией «Кодекс-Алиментариус».
Требования указанного стандарта, выполнение которых может быть проверено аудитом, объединяет план ХАССП с программами обязательных предварительных мероприятий. Анализ опасностей является ключом к повышению результативности системы менеджмента безопасности пищевой продукции, так как его проведение позволяет получить знания, требуемые для разработки эффективной комбинации мероприятий по управлению.
Таким образом, следует отметить, что предстоящее вступление России в ВТО предполагает принятие отечественными организациями управленческих решений, способных сделать их конкурентоспособными в условиях глобального рынка.
Таким решением может быть внедрение в организациях, вовлеченных в продуктовую или кормовую цепь, системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на международно признанных концепциях и требованиях и позволяющей повысить результативность и эффективность управления безопасностью продукции.
Также элементом интегрированной системы менеджмента качества может выступать система экологического менеджмента - часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики.
Разработка и внедрение системы управления охраной труда и техникой безопасности организаций осуществляется по Международному стандарту OHSAS 18001:1999 «Система менеджмента здоровья и безопасности» (Occupational Health and Safety Assessment Series).
В России этому стандарту соответствует национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации». Требования данного стандарта применимы вне зависимости от сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность сертифицируемая организация.
Условия сертификации систем охраны труда и техники безопасности:
- построение элементов коммуникаций предприятия для выполнения задач охраны труда и техники безопасности;
- политика и цели в области охраны труда и техники безопасности;
- гармоничное сочетание основных задач предприятия с элементами менеджмента в области охраны труда и техники безопасности;
- документирование в области охраны труда и техники безопасности;
- условия для развития менеджмента в области охраны труда и техники безопасности.
Система менеджмента предприятия позволяет:
- осуществлять контроль над опасными производственными факторами;
- управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;
- предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций;
- снижать потери от несоответствующей деятельности;
- интегрироваться с действующими на предприятии системами менеджмента;
- внести положительные изменения в имидж предприятия.
Система управления охраной труда и техникой безопасности является одной из составных частей, общей системы менеджмента компании.
Целесообразность создания максимально интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. К числу явных достоинств таких систем можно отнести:
- интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов (когда, согласно парадоксу Аристотеля, «один плюс один больше двух»);
- интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента;
- создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем;
- число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах;
- в интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
- способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
- затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.
Организационно-методическим фундаментом для создания интегрированных систем должны служить стандарты ИСО серии 9000. Это обусловлено тем, что базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредованно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000 в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения. Общим для ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 стало использование цикла управления PDCA (Plan - Do - Check - Action), установленного в теории качества.
Как показал анализ, практическое создание интегрированных систем менеджмента осуществляется по одному из следующих вариантов:
- создание аддитивных (от лат. Additio - прибавление) моделей ИСМ, когда к системе менеджмента качества (СМК), играющей роль базовой системы и в необходимых случаях использующей требования ХАССП,GMP или FSC, последовательно добавляются система экологического менеджмента (СЭМ), система OHSAS;
- создание полностью интегрированных моделей, когда все системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно.
Несмотря на неоспоримые организационные и экономические преимущества второго варианта создания ИСМ, он встречается редко, что обусловлено сложностью работ по данному варианту и тем, что появление MSS происходило на протяжении длительного периода времени.
По результатам теоретических и прикладных исследований в области систем менеджмента качества нами издан учебник «Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности» для студентов специальности «Управление качеством». Практические результаты проводимой работы нашли свое отражение в сертификации ряда российских предприятий, в том числе на НПО «Арт Лайф» (г. Томск), апробированы и внедрены дополнительно к ISO 9000 системы международных стандартов с соблюдением правил GMP.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Австриевских, А.Н. Разработка системы менеджмента качества предприятия по производству БАД на основе структурирования функции качества: дис. …д-ра техн. наук. - М.: Моск. ун-т пищ. производств, 2003. - 453 с.
- Австриевских, А.Н. Система менеджмента качества в производстве БАД. - М.: Пищевая промышленность, 2003. - 296 с.