ISSN 2074-9414 (Print),
ISSN 2313-1748 (Online)

Формирование системы управления инновационным развитием в пищевой промышленности, торговле и общественном питании

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы инновационного развития в пищевой промышленности, торговле и общественном питании. Акцентировано внимание на составляющих инновационного развития: подготовка кадров, в том числе для инновационной деятельности; партнерство «вуз - предприятие»; создание инфраструктуры. Отмечается наличие составляющих инновационного развития в граничных условиях (регион) и пути создания и развития недостающих.
Ключевые слова
Инновации, пищевые отрасли, взаимодействие вуз - предприятие, сдерживающие факторы, партнерство, инфраструктура
ВВЕДЕНИЕ
В инновационном развитии общества и современной экономике роль инноваций постоянно повышается. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Только продукция, имеющая высокую степень наукоемкости и новизны, позволяет создать положительные экономические результаты. В стратегии экономики, основанной на знаниях, актуально формирование системы управления инновационного развития организаций и предприятий пищевых отраслей в региональных условиях. Решение этого вопроса имеет проблему, которая заключается в том, что научные и научно-образовательные организации, предприятия в инновационной деятельности (ИД) практически локализованы. В основе такой ситуации объективно уже то, что они используют разное толкование терминологических определений. Так, в инновационной сфере имеется большое число определений базовых терминов, например «инновация». Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения. Австрийский ученый Й. Шумпетер (1911 г.) выделял пять типичных изменений: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как «изменение» с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В настоящее время в официальных источниках по ИД имеется более двадцати формулировок термина «инновация», это связано и с тем, что на федеральном уровне не принят закон об инновационной деятельности с указанием терминологических определений. Опыт ИД в региональных условиях показывает то, что рассматривать термин «инновация» целесообразно не только с учетом специфики научной, образовательной и производственной сфер, но и с учетом отраслевой принадлежности. На наш взгляд, из перечня существующих есть термины инновации, которые являются наиболее понятным и отражающим их сущность в определенных граничных условиях. Например, в условиях отраслей: пищевая промышленность, торговля и общественное питание наиболее целесообразно нижеследующее определение, которое включает три ключевых слова, имеющих определяющее значение для развития ИД. Инновация - новая наукоемкая продукция, товар, востребованный рынком и защищенный как интеллектуальная собственность. Таким образом, инновации - это не просто наукоемкая продукция, это товар, готовый и представленный для реализации; причем не просто товар, а конкурентоспособная продукция, востребованная рынком, а ее интеллектуальная основа защищена на рынке в качестве собственности. Важно отметить то, что ряд базовых отраслей промышленности в существующих условиях не только понимают, но активно используют инновации в своем развитии, что формирует теоретическую и практическую базу для развития ИД в пищевых отраслях. Пищевая промышленность России - крупнейшая сфера народохозяйственного комплекса. Она оказывает значительное влияние на состояние всей экономики страны. От ее эффективного функционирования зависят уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа. Поэтому именно инновационный подход к развитию АПК может решить проблемы, связанные с питанием и здоровьем населения России. Например, один из путей - насыщение рынка функциональными (здоровыми) продуктами. На наш взгляд, совершенно правильно рассматривать пищевую промышленность, торговлю и общественное питание в совокупности в рамках инновационного развития, причем в очередности, начиная с АПК. Обсуждая вопросы питания и здоровья, как правило, рассматривают рационы с точки зрения полноценности, сбалансированности и т.д. Каждый человек строит свой рацион либо в автономных условиях (самостоятельно в домашних условиях), приобретая продукты на рынке, либо пользуясь услугами предприятий общественного питания (ПОП) (рис. 1). Рис. 1. Взаимосвязь отраслей и ее влияние на здоровье населения Эта ситуация имеет свою историю. Так, в конце 80-х следствием кризиса в пищевых отраслях стала «талонная система» распределения продовольствия (рынок) среди населения и, как следствие, кризис в сфере общественного питания. За последние 40 лет это был период, в котором в наибольшей степени проявилось влияние недостаточности питания (количественно и качественно) на здоровье населения. Количество алиментарно-зависимых заболеваний по регионам и в России в целом возросло в разы [1]. В рамках инновационного развития отраслей жизнедеятельности общества сегодня отдается предпочтение системе «университет - производство». Это объясняется тем, что основная часть НИР с учетом интеллектуальной собственности сконцентрирована в университетах. В современных социально-экономических условиях регионов инновационный путь развития определяет к вузам новые требования: - результаты оценки научной и/или научно-технической деятельности и ее взаимосвязи с образовательным процессом в настоящее время признаются неотъемлемой частью общей оценки деятельности вуза при его государственной аккредитации и одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения; - основная цель интеграции науки и образования - обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов [2]. Критериями современного университета, вуза в стратегии инновационного развития являются [2]: - интеграция обучения и исследований на всех этапах образовательного процесса; - высокая доля обучающихся по программам магистров, аспирантов и докторантов; - большое количество программ послевузовской подготовки; - фундаментальные и прикладные исследования; - международные связи; - инновационная деятельность и коммерциализация результатов НИР; - непосредственное участие и определяющее воздействие на научно-техническое и социально-экономическое развитие. Вышесказанное и ряд других нормативных документов свидетельствуют о том, что инновационная деятельность - одна из составляющих вузов нового поколения. Последний критерий свидетельствует о том, что специализированные вузы пищевого профиля (например, КемТИПП) должны играть определяющую роль в инновационном развитии пищевых отраслей Сибирского региона. Анализ ситуации в пищевой промышленности с точки зрения разработки и внедрения функциональных продуктов питания показывает наличие большого числа НИОКР, основанных на интеллектуальной собственности, и отсутствие этих продуктов на рынке. Одной из причин такого состояния дел является то, что процесс перехода от прикладных исследований (ПИ) к внедрению (ИДиф. - инновационная диффузия) рассматривается при недостаточной организации совместной работы разработчика новаций (вузов) и их потребителей (производственные предприятия). Более того, потенциальный потребитель новационных продуктов питания (рынок) не информирован об этом, а значит, не готов обеспечить потребительский спрос. Такая ситуация создает разрыв инновационного цикла (ИЦ), что является главной причиной неиспользования новейших отечественных разработок в производстве. Именно это является главной причиной того, что наука, образование и производство действуют локально, а следовательно, инновационная деятельность в целом сдерживается. Инновационные циклы в обобщенном виде характеризуются и могут быть сведены к трем основным этапам: - зарождение и создание идеи, что свойственно научным исследованиям, прежде всего фундаментальным; - прикладные, инновационные исследования на основе фундаментальных, которые рассматривают возможности эффективного практического применения новых знаний, создают новые знания, апробируют их для развития отраслей жизнедеятельности общества; - инновационная диффузия, отражающая процесс применения новых знаний, новшеств, нововведений, инноваций, который сопровождается получением экономической эффективности. Если рассматривать схему закономерности инновационного цикла, то он будет представлять собой определенную последовательность: фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ) и внедрение, которое может быть описано жизненным циклом (ЖЦ) продукции. На этих этапах (ФИ - ПИ - ИДиф.) происходят процессы по своим закономерностям, со своими особенностями и в своей относительности, но при этом все они должны быть взаимоувязаны. Исследование этих процессов предлагаем выполнять с использованием когнитивных моделей, что позволяет осуществлять прогнозирование и формирование образов будущего, то есть цели, задачи и пути достижения результативности ИД. Такой подход обеспечивает методическую последовательность когнитивных моделей для аналитического обоснования управленческих решений с применением информационных технологий. На одном из советов ректоров вузов России обсуждался вопрос: как и чему учить людей, от которых зависит будущее государства? Председатель совета В. Садовничий ответил: «…обучение должно быть фундаментальным» [3]. Это говорит о том, что в вузах, которые готовят специалистов для пищевой промышленности, торговли и ОП, необходимо готовить специалистов, способных заниматься фундаментальными исследованиями. ФИ происходят на основе изучения законов природы и творчества, направленных на создание системы знаний для последующего практического применения. Будущий специалист в этом процессе приобретает отличительные особенности наблюдения, мышления, творчества. ФИ впоследствии должны обеспечивать проведение прикладных исследований, а следовательно, создается инновационный потенциал. Имеют место проблемы, связанные с проведением фундаментальных исследований, - это слабая материально-техническая база. К сожалению, среди инновационных вузов нет вузов нашего профиля, ни один из них не получил грантовую поддержку на развитие. При этом необходимо помнить, что фундаментальные исследования предполагают не только экспериментальную, но и теоретическую составляющие. Например, разработка концептуальных основ создания функциональных продуктов питания. Прикладные исследования отличаются приоритетным мышлением о практическом применении новых знаний с целью достижения эффективности. Исследования включают и использование известных решений для другой территории и/или отрасли, предприятия, организации. В пищевых вузах прикладные исследования в рамках НИР, НИОКР не должны ограничиваться только разработкой рецептур и технологий. Так, разработка и продвижение функциональных продуктов должны быть сопряжены со знаниями в области нутрициологии, физиологии, экономики, менеджмента и др. К сожалению, в пищевой промышленности сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что участники ИД воспринимают переход от ПИ к ИДиф. именно как передачу пакета документов разработчика производителю. На самом деле это сложный процесс, на котором происходит процесс преобразования новации в инновацию, а инновационная деятельность на этом этапе включает решение вопроса привлечения инвестиций для ИД. На этом этапе формируется и закрепляется интеллектуальная собственность. Существует целый ряд проблем, сдерживающих этот переход. Нами выделен ряд наиболее явных факторов, сдерживающих процесс перехода результатов ПИ к ИДиф.: - не сформулированы концептуальные основы инновационного развития пищевой промышленности в целом и отраслей в частности; - результаты ФИ в пищевой промышленности в большей степени существуют сами по себе и редко ложатся в основу прикладных исследований; - прикладные исследования разрознены по вузам и отраслям; - профильные вузы готовят кадры, в большей степени владеющие непосредственно технологиями без привязки к ФИ и ИДиф., а отсюда непонимание между вузами и работодателями; - нет должного внимания к подготовке кадров непосредственно для ИД, в том числе специалистов, владеющих вопросами трансфера (передачи) технологий; - не создана инновационная инфраструктура в АПК. Среди зарегистрированных официально инновационных структур - агротехнопарк в г. Мичуринске; - отсутствуют заказы со стороны предприятий на инновации; - не используется в полной мере интеллектуальная собственность; - по факту между вузами и предприятиями в лучшем случае имеется сотрудничество и отсутствует партнерство. Партнерство - высшая ступень сотрудничества. Партнерство - этап, на котором сотрудничество закрепляется юридически, уровень взаимодействия служб предприятий становится более высоким, происходит согласование не только позиций на рынке (труда, продукции), но и вопросов технологии, контроля качества и т.д. [4]. Формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров, укреплении материально-технического обеспечения учебного процесса, модернизации производства и выпускаемой продукции, является одной из важнейших задач деятельности вуза. Партнерство в отличие от сотрудничества позволяет формировать тематические инновационные кластеры в региональных и/или отраслевых условиях. В таком подходе к формированию партнерства оно приобретает стратегический характер как для научных и научно-образовательных организаций, так и для предприятий. Под стратегическим партнерством вуза и предприятия (организации) в системе «университет - предприятие» понимают необходимые для ИД долгосрочные договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы: - долгосрочную программу (план) подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия; - целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками вуза и предприятия, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий; - создание базы для проведения технологических практик студентов и дипломников; - проведение совместных научно-исследователь-ских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации; - создание в вузе новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий; - целевую подготовку для предприятия кадров высшей квалификации; - организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» студентов и аспирантов; - наличие коллегиальных экспертно-аналитичес-ких и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятия; - создание совместных структур научно-обра-зовательного или инновационного профиля. Данный перечень признаков стратегического партнерства может быть дополнен. В каждом конкретном случае он должен формироваться на основе ИП и условий ИД, а также исходя из двусторонних интересов основных участников ИД, образуя в итоге комплексную программу взаимодействия диполя «вуз - предприятие», которая может изменяться и корректироваться по мере изменения каких-то внутренних и/или внешних условий [5]. Несмотря на сложность организации СУ инновационным развитием, реально существуют и предпосылки для развития стратегического (государственно-частного) партнерства «вуз - предприятие», которое может являться основой региональной инновационной системы региона или пищевой отрасли. Во-первых, это национальные проекты, государственные и региональные программы; во-вторых, наличие инновационной инфраструктуры в регионах. Государство финансирует те области науки, которые оно считает приоритетными. Осознавая необходимость активного развития ИД во всех сферах, в том числе и в пищевой промышленности, оказывают финансовую поддержку инновационным проектам и программам, реализуемым малым инновационным предприятием совместно с научными организациями (вузами). Национальные проекты: «Образование»; «Здоровье»; «Развитие агропромышленного комплекса». Государственные программы: ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники (критические технологии «Живые системы», «Экология и природопользование», «Информационные технологии»); Система грантов Рособразования (РФФИ, РГНФ и т.д.); Государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-тех-нической сфере («Старт», «Пуск», «Развитие» и др.); «Концепция Государственной политики в области здорового питания населения РФ до 2010 года». Региональные программы: «К здоровью - через питание»; «Модернизация школьного питания» и др. Функциональные элементы инфраструктуры ИД вуза включают: ИТЦ; технополис; технопарк; технологический бизнес-инкубатор; отраслевые лаборатории; сети консалтинговых услуг; инфопарк; МИП (малые инновационные предприятия); специальный инновационно-технологический банк и другие структуры, которые направлены на создание интеллектуальной продукции, научно-технических услуг, обеспечивающих эффективное развитие ИД и университета, и производственных отраслей. Функционирование инфраструктуры ИД в Кемеровской области включает в себя: вузовский (интеллектуальный) потенциал, региональный инновационный научно-технологический центр «Иннотех», Торгово-промышленную палату (ТПП), Кузбасский технопарк. На наш взгляд, для инновационного развития предприятий пищевой отрасли необходимым и возможным условием исходя из сложившегося положения дел в Кузбассе является формирование инновационной инфраструктуры в сфере АПК. Такая инфраструктура призвана объединить в СУ участников ИД пищевой промышленности, торговли и общественного питания приоритетно на основе тематических инновационных кластеров. Формирование инфраструктуры ИД для развития пищевой промышленности, торговли и общественного питания в Кузбассе: создание инновационно-технологического (аналитического) центра (ИТЦ); формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и предприятий, в состав которых могут войти представители вуза (смежных вузов), ТПП, представители департаментов, профильных вузу, представители предприятий (в лице Союзов, Гильдий и им подобных); создание учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК); создание центра трансфера технологий (ЦТТ); создание научно-образовательного комплекса в сфере АПК (Сельскохозяйственный институт, Технологический институт пищевой промышленности, НИИ сельского хозяйства СО РАСХН). Создание ИТЦ как информационного и аналитического центра отраслевой и региональной значимости имеет следующее обоснование его необходимости: - координация работы пищевых предприятий, органов и организаций, задействованных в АПК, для эффективного анализа состояния дел по отраслям пищевой промышленности, определения инновационного потенциала, формулирования глобальных целей и задач, взаимодействия для их достижения, анализа результата и мониторинга; - маркетинговые исследования рынка, разработка, производство и внедрение на рынок местных высококачественных продуктов питания; - повышение конкурентоспособности пищевой продукции местного производства, увеличение вклада пищевой отрасли в экономику Кемеровской области; - подготовка высококвалифицированных кадров в ИД для пищевой отрасли. Возможный планируемый результат инновационной деятельности в рамках ИТЦ: - координация взаимодействия вузовской науки с профильными пищевыми предприятиями (фирмами) с целью продвижения и внедрения инновационных проектов и разработок. Создание малых инновационных предприятий (рабочих мест); - повышение конкурентоспособности пищевой продукции местных производителей, расширение ассортимента и формирование спроса; - система подготовки кадров для ИД в пищевой промышленности; - единая система сбора информации состояния дел в пищевых отраслях Кузбасса, анализа и выработки перспективных направлений ее развития. Таким образом, представлены основные положения и потенциальные возможности для формирования системы управления инновационным развитием научных, научно-образовательных организаций, предприятий пищевых отраслей, торговли и общественного питания, которые основываются на базе активного взаимодействия (партнерства), образующего тематические инновационные кластеры в системе «университет - предприятие».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. 1. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.
  2. 2. Наука в системе образования. Нормативная основа. Россия, 2004.
  3. 3. Собрание научно-педагогической общественности системы образования. Тематическая серия: «Наука в системе образования. Нормативная основа». - М., 2004. - 205 с.
  4. 4. Новоселов, С.В. Менеджмент научно-инновационной деятельности технико-технологического университета: проблемы и решения / С.В. Новоселов, Л.А. Маюрникова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 199 с.
  5. 5. Пятковский, О.И. Аналитическая система оценки инновационного потенциала технического университета и его подразделений / О.И. Пятковский, С.В. Новоселов. - Новосибирск: Наука, 2007. - 221 с.
Как цитировать?
О журнале