Аннотация
В статье рассматриваются особенности процесса разработки и реализации инновационных проектов и программ на основе концептуального проектирования для сферы питания. Процесс рассматривается на примере проекта для продукции функционального назначения и программы школьного питания. В качестве результата предложены семь правил для инновационной деятельности, дающие возможность проектировщику осуществлять разработку в рамках закономерности инновационного развития и достигать желаемого результата, а именно выведения результатов проекта (программы) на рынок
Ключевые слова
Новация,
инновация,
инновационный проект и программа,
инновационный потенциал,
сфера питания
ВВЕДЕНИЕ
Целью процесса разработки и реализации инновационных проектов и программ, которые призваны объединить научно-технические достижения научных, научно-образовательных организаций и производственный потенциал предприятий промышленности, является формирование конкурентоспособных производств. В инновационном проекте, программе объединяются технико-технологические и организационно-экономические решения для их реализации в региональных и отраслевых условиях. Поэтому для организации процесса инновационного развития организаций и предприятий региона необходимо использование концептуального проектирования. Последнее характерно для первой из трех стадий инновационной деятельности (ИД) в закономерностях инновационного цикла, а именно фундаментальные исследования - прикладные исследования - инновационная диффузия (ФИ - ПИ - Иннов. диф.). Результатом первой стадии являются разработанные образы будущего объекта или система, практическая реализация которых оценивается результатами инновационных исследований, охватывающих все стадии инновационного цикла.
Инновационное исследование должно включать в себя аналитическое обоснование процесса выбора решений. При этом оно должно основываться на многофакторной оценке инновационных потенциалов (ИП) участников ИД, которые представляют сферы науки, образования и производства. В этом случае формируется перспективная система для инновационного развития - «наука и образование - производство - рынок». Оценка ИП, анализ, сопоставление участников, синтез и выбор партнеров для инновационного развития в рамках разработки проекта, программы позволяют обоснованно определять и конкретизировать цели и задачи, формировать план и учет, принимать как на стадии проектирования, так и в процессе реализации инновационных проектов и программ обоснованные управленческие решения [
1].
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода создание и распространение новации с целью получения прибыли или иного эффекта. В этом определении следует понимать, что инновационный проект - комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех мероприятий (в том числе инвестиционных), необходимых для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта, продукции, технологии. Приоритетный инновационный проект - это проект в рамках приоритетных направлений развития региона. Приоритетными являются проекты, соответствующие перечню приоритетных и критических технологий. Инновационный проект научно-технологического парка (технопарка) - комплект документов, определяющий комплекс взаимосвязанных мероприятий технологического парка, его участников, соисполнителей и производителей продукции по проведению НИР, технического, технологического и конструкторского проектирования, выпуска опытной партии и производства новой продукции, а также финансового, кадрового, маркетингового и коммерческого обеспечения производства новой продукции. Инновационная программа отличается комплексом локальных инновационных проектов в единой стратегии инновационного развития организаций и предприятий в условиях региона и/или отрасли.
Наиболее сложной организационно-экономичес-кой формой инновационного проекта, программы является инновационный кластер, который формируется на территориальном и/или тематическом принципах. Для сферы питания целесообразно рекомендовать тематический инновационный кластер - системное объединение научно-образовательного и производственного потенциалов с целью развития в рамках определенного инновационного тематического направления, программы, проекта. При организации управления развитием в рамках инновационного направления необходимо формировать группы специалистов по проектам, координируя их деятельность в рамках программы или направления. Надо учитывать, что инновационное направление предусматривает создание новых потребительских рынков преимущественно на основе радикальных инноваций в условиях региона.
Особое значение разработки и реализации инновационных проектов и программ на основе концептуального проектирования уделяется сфере здорового питания, которая опосредованно определяет перспективы развития всех отраслей жизнедеятельности общества. Разработка и апробация методического инструментария для этой сферы представляется актуальной и имеющей особенности. В качестве методического инструментария для ИД может быть использована система управления инновационным развитием предприятий и организаций в условиях региона на основе логико-когнитивного подхода.
Для формирования концептуального образа как основы для разработки и реализации инновационных проектов (например, проекты разработки функциональных продуктов питания - ФПП) и программ (например, программа школьного питания) нами положены закономерности инновационного цикла (ИЦ), которые описывают сложный процесс развития сферы отраслей пищевой промышленности и системы организации питания населения в региональных условиях. При постановке цели обеспечения здорового питания населения в условиях региона в целом и детей в частности закономерность инновационного цикла позволяет выявить последовательность стадий и этапов этого сложного, но закономерного процесса. Разработка на этой основе программ здорового питания, в том числе для детей и школьников, обеспечивает возможности планирования программных мер и этапов, а также обеспечивает оценку и снижение рисков и максимальную успешность этой ИД в условиях региона.
Рассматривая инновационный цикл от разработки до реализации ФПП как систему, можно выявить элементы, от которых будет зависеть ее эффективное функционирование, а следовательно, в целом инновационных проектов и программ, разработанных и реализуемых на ее основе.
Первый этап инновационного цикла развития сферы питания - это фундаментальные исследования, второй - прикладные исследования. Особенностью ИД являются стадии инновационных исследований от формирования образа будущего до разработки инновационного проекта его достижения. При этом в инновационном развитии самое дорогое - это идея, то есть некий образ, основанный на информации условий его осуществления и знаниях, его моделирующих, которые с учетом процесса познания позволяют моделировать его как наверняка в будущем востребованного на рынке. Моделирование осуществляется с помощью определенного инструментария.
Источниками идей для инноваций могут быть существующие и будущие потребности рынка, а именно:
- расширение ассортимента продукции, полученной по традиционной технологии;
- улучшение качества и повышение потребительских свойств;
- соответствие современным стандартам и правилам, создание основ для формирования стандартов будущего поколения;
- насыщение рынка продуктами питания нового поколения (функциональные, специализированные);
- импортозамещение и т.д.
Для генерации идей необходима подготовка специалистов такого уровня, который бы на основе знаний философии, психологии, научно-техничес-кого творчества и т.д. позволял формировать эти образы будущего. При этом именно эти образы будущего формируют будущий рынок для их использования и потребления, а наиболее эффективно осуществляют процесс формирования такого рынка новой продукции именно научно-образовательные организации. Предприятия в этом процессе осуществляют обеспечение спроса на новационную продукцию и, получая экономические результаты, трансформируют ее в инновационную продукцию.
Практика и опыт ИД показывают то, что можно снизить риски, избежать (предотвратить) неудачи ИД путем формирования (образа) понимания (осознания) разрабатываемого ФПП как с точки зрения ученого, так и с точки зрения производственника, основной задачей которого является выведение продукта на рынок с целью получения прибыли.
Предприятиям важно участие разработчика в освоении новаций, так как это позволяет ему снизить технологические риски и быть приоритетным участником нового этапа развития именно разрабатываемого для применения на базе этого предприятия. В этом случае возможно формирование в вузе НИР и НИОКР по заказу предприятия, что делает инновационную деятельность целенаправленной, управляемой и более эффективной. Эффективность инновационной деятельности вуза может быть повышена за счет оценки идей путем закрепления интеллектуальной собственности с последующей ее реализацией на технологическом рынке. В таком случае предприятие имеет возможность партнерства с научной организацией - разработчиком новаций, а следовательно, обеспечивается успех и развитие качества и номенклатуры изделий пищевой продукции, что формирует экономическую стабильность и развитие предприятия.
Ведение образовательного процесса по двум направлениям: образование населения в области здорового питания и подготовка специалистов для инновационной сферы (АПК, торговля и общественное питание) - позволит сформировать устойчивый спрос на ФПП и, как следствие, способствовать формированию стереотипов пищевого поведения (СПП), нацеленных на снижение дефицита микроэлементов (МЭ) в питании и улучшение здоровья населения. Инновационная диффузия, описанная жизненным циклом товара, позволяет на этапе «спада» ЖЦ вовремя вернуться к началу инновационного цикла, характеризуемому ФИ - ПИ - ИДиф., и приступить к модернизации существующего продукта (объекта) с последующим выведением его на рынок как инновационного.
Исходя из подробного описания закономерностей инновационного цикла развития сферы питания нами сформированы семь правил организации и ведения инновационного развития разработки от идеи до производства и потребления ФПП.
1. Участники инновационного развития сферы здорового питания - научные организации, университеты, вузы, школы, предприятия и рынок со своей спецификой функционирования и развития.
2. Научная сфера формирует образы будущего (продукт, программы) на основе определенного инструментария (например, когнитивные модели).
3. Научные, научно-образовательные организации формируют рынок спроса, стереотипы пищевого поведения населения и детей в частности, тем более на новые продукты питания функционального назначения.
4. Рыночный спрос формирует требования для предприятий пищевой промышленности на новационную продукцию и участие в новых программах инновационного развития.
5. Предприятия формируют обоснованные заказы на НИР, НИОКР для научных, научно-образовательных организаций в условиях организации и реализации, актуальных программ развития пищевой культуры в условиях региона.
6. Научные, научно-образовательные организации (вузы) формируют новации, новшества, нововведения, образовательные программы здорового питания и специалистов для инновационной сферы, в том числе для пищевой промышленности, торговли и общественного питания.
7. Предприятия производят и реализуют инновационную продукцию на рынок, формируют ее как инновации, формируя СПП и развивая инновационную диффузию.
На основе предложенных правил поэтапно описаны концептуальные основы к обоснованию инновационной разработки (инновационный проект, программа), разработке функциональных продуктов питания, вырабатываемых пищевыми предприятиями, и/или кулинарной продукции функционального назначения, вырабатываемой комбинатами школьного питания (проект), с последующим внедрением их в систему школьного питания (программа).
1. Участниками реализации программы модернизации школьного питания являются: АКО в лице профильных департаментов; научные организации, прямо или косвенно имеющие отношение к производству продуктов, питанию и здоровью детей; вузы педагогического, технологического и медицинского профиля; центры оздоровительного питания, контролирующие организации; пищевые предприятии и предприятия общественного питания и непосредственно образовательные учреждения (школы, лицеи и т.д.) (рис. 1).
Таким образом, модель программного развития школьного питания представляет собой систему, реализация которой может проходить в рамках территориального и/или тематического инновационного кластера. В рамках граничных условий территориального инновационного кластера может выступать программа по тематике модернизации школьного питания в одном из субъектов РФ, например Кемеровская область. Взаимодействие участников инновационного кластера строится на основе сотрудничества, которое трансформируется в партнерство, а сам факт партнерства является уже показателем положительного результата ИД ее участников и результативности инновационных проектов. При этом эффективность ИД в целом по программе и проектам зависит от инновационного потенциала участников инновационного кластера.
ИП вуза
рынок
Рис. 1 - Модель инновационной программы развития школьного питания
2. Рассматривая закономерности инновационного цикла проекта или программы, представляющего собой схему «ФИ - ПИ - внедрение - инновационная диффузия», можно предположить, что разработка любого проекта (программы) начинается с ФИ, положенных в основу ПИ на основе определенного инструментария. Инновационная диффузия может быть описана жизненным циклом товара (ЖЦТ). В качестве инструментария могут быть использованы методы, методики, технологии, модели, методология, которая тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением проектами [
2]. В конкретном случае при разработке инновационных проектов и программ школьного питания были использованы на этапе ФИ, выделив первую стадию ИД, в рамках концептуального проектирования - когнитивные модели. При этом когнитивные модели для практического применения построены в определенной алгоритмической последовательности, что образует методику формирования концептуального образа для разработки и реализации инновационного проекта, программы в условиях отрасли и региона.
3. Установлено, что к традиционным факторам, формирующим дефицит микроэлементов (МЭ), относят: пищевые продукты с низким содержанием МЭ и, как следствие, рационы, рынок, в достаточной мере не насыщенный ФПП, и стереотипы пищевого поведения, не сформированные к ФПП. В этой связи последний фактор имеет большое значение в эффективной реализации инновационных проектов и программ в сфере здорового питания. Научные организации, вузы и общественные организации призваны проводить обучение здоровому питанию в рамках образовательных программ разного уровня, одной из целей которых является формирование стереотипов здорового питания, в том числе обогащенным продуктам в домашних условиях и условиях предприятий общественного питания (школа). Так, знания о принципах здорового питания и сбалансированности рационов и умения школьников включать в свой рацион ФПП позволят успешно внедряь научные разработки вузов в школах, в том числе кулинарной продукции, обогащенной МЭ: йодом, железом, кальцием и пр.
4. Высокая информированность различных возрастных и социальных групп населения о роли дефицита МЭ в питании, алиментарно-зависимых заболеваний (АЗЗ), связанных с этим дефицитом, и путях профилактики позволит сформировать рыночный спрос на ФПП. В рамках реализации инновационных проектов и программ в сфере питания рынком является розничный рынок и предприятия общественного питания (ПОП). Внедряя в программы школьного питания образовательные программы, целевой группой которых являются ученики, педагоги, родители, сотрудники, формируется рынок ПОП и опосредованно идет формирование рыночного спроса на рынке розничном, вовлекая остальное население.
5. При условии, что участники инновационного развития сферы здорового питания работают в рамках сотрудничества или партнерства, эффективно работает система взаимодействия «наука и образование - производство». В этом случае в рамках проектов по разработке ФПП образ этого продукта создается паритетно ученым и производственником с учетом знаний и интересов каждого и единой целью - коммерциализации (реализации продукта и получения прибыли).
6. В перечне критериальных показателей, предъявляемых к современному вузу в стратегии инновационного развития регионов и России в целом, значатся следующие:
- инновационная деятельность и коммерциализация результатов НИР;
- непосредственное участие и определяющее воздействие на научно-техническое и социально-экономическое развитие региона, отрасли.
Вышесказанное и ряд других нормативных документов в области образования свидетельствуют о том, что инновационная деятельность - одна из составляющих вузов нового поколения. Последний критерий свидетельствует о том, что специализированные вузы пищевого профиля (например, КемТИПП) должны играть определяющую роль в инновационном развитии пищевых отраслей и общественного питания Сибирского региона. В этой связи наряду с подготовкой кадров для указанных отраслей вузы в рамках НИР и НИОКР, генерируя идеи, технологии, инновации, должны формировать новации, новшества и нововведения для профильных предприятий.
7. Опыт ИД различных отраслей в региональных условиях показывает то, что рассматривать термин «инновация» целесообразно не только с учетом специфики научной, образовательной и производственной сфер, но и с учетом отраслевой принадлежности. На наш взгляд, из перечня существующих на сегодняшний день терминов инновации есть такие, которые являются наиболее понятными и отражающими их сущность в определенных граничных условиях. Например, в условиях отраслей: пищевая промышленность, торговля и общественное питание - целесообразно нижеследующее определение, которое включает три ключевых слова, имеющих определяющее значение для развития ИД. Инновация - новая наукоемкая продукция, товар, востребованный рынком и защищенный как интеллектуальная собственность.
Таким образом, в рамках выполненного исследования, направленного на апробацию применения концептуального проектирования для разработки и реализации инновационных проектов и программ для сферы питания, установлено, что применение логико-когнитивного подхода к формированию образов (технико-технологических и организационно-экономических) обеспечивает аналитическое обоснование решений. Это позволяет обосновать и планировать перспективы развития организаций и предприятий в условиях региона и отрасли, выявлять решения, направленные на обеспечение конкурентных преимуществ участников ИД. При этом важно учитывать актуальность подготовки квалифицированных кадров для инновационной деятельности в сфере здорового питания, что является задачей для научно-образовательных организаций в региональных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Новоселов, С.В. Теоретические основы формирования аналитической системы управления инновационным развитием в региональных условиях // Ползуновский вестник. - 2009. - № 4. - С. 4-14.
- Новоселов, С.В. Формирование системы управления инновационным развитием предприятий и организаций в условиях региона на основе когнитивного подхода / С.В. Новоселов, Л.А. Козлов // Ползуновский вестник. - 2009. - № 4. - С. 15-20.