ISSN 2074-9414 (Print),
ISSN 2313-1748 (Online)

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ КАЛИНЫ РЯБИНЫ

Аннотация
Исследовано отношение населения Кемеровской области к продуктам функционального назначения на примере продуктов переработки калины и рябины. В ходе исследования были определены наиболее популярные продукты на основе калины и рябины, частота потребления, степень значимости потребительских свойств, а также степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы. Также был определен портрет потребителя. Анализ данных опроса показал, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма.
Ключевые слова
Потребительские предпочтения, продукты переработки калины и рябины
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях актуальной является проблема рационального питания - одного из главных факторов, определяющих состояние здоровья человека, его работоспособность, устойчивость к влиянию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Снижение потребления натуральных растительных продуктов обусловило рост функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта и заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Поэтому проблема сохранения здоровья населения тесно связана с производством биологически полноценных и безопасных пищевых продуктов. В последнее время широкое распространение получило производство и использование функциональных продуктов питания, в частности продуктов питания, содержащих в своем составе широкий спектр биологически активных веществ. Одним из источников энергии, пищевых волокон, а также различных биологически активных веществ, особенно витаминов и микроэлементов являются дикорастущие плоды и ягоды. Однако, к сожалению, представленный на рынке ассортимент продуктов их переработки крайне узок и ограничен. В рамках совместного проекта КемТИПП и Фонда Устойчивого Развития «Поддержка малых муниципальных образований» проведено изучение отношения населения Кемеровской области к продуктам переработки калины и рябины. Были поставлены следующие задачи: • определить наиболее популярные продукты на основе калины и рябины; • изучить частоту потребления продуктов на основе калины и рябины; • определить портрет потребителя данной продукции; • определить степень значимости потребительских свойств продуктов переработки калины и рябины; • изучить степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы. Данное исследование было проведено с 13 по 27 октября 2008 года (полевой этап 13-19 октября 2008 г.). Объект исследования - население г. Кемерово (в возрасте старше 18 лет). Объем выборки - 503 человека. Метод формирования выборки - квотный априорный отбор (квотирование по параметрам пола и возраста, на основе демографических данных о структуре населения г. Кемерово по состоянию на 01.01.2008 г.). Применение данного метода позволяет распространить полученные результаты на все население города. Метод сбора информации - опрос населения на улицах города (в различных районах) методом личного интервью, продолжительность которого составляла в среднем 8 минут. Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов, отвечавших на вопросы анкеты, представлено в табл. 1. Таблица 1 Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов Возрастг. Кемерово Генеральная совокупность, 429909 чел. [1]Выборочная совокупность, 503 чел. мужчины,%женщины,%мужчины,%женщины,% 18-29лет13,214,713,314,9 30-49лет16,518,916,518,9 50 лет и старше13,623,113,722,7 Итого:43,356,743,556,5 В ходе анкетирования было опрошено 43,5% женщин и 56,5% мужчин в возрасте 18-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше. Наибольший удельный вес среди опрошенных составили люди с высшим и среднетехническим образованием (рис. 1). Рис. 1. Соотношение респондентов в зависимости от образования, % По роду занятий основная доля опрошенных - трудоспособное население и пенсионеры (рис. 2). Рис. 2. Соотношение респондентов в зависимости от рода занятий, % Средний состав семьи респондентов - 3 и более человек (рис. 3). Рис. 3. Соотношение респондентов в зависимости от состава семьи, % Анализ данных опроса показал, что наиболее популярными продуктами на основе калины являются настойки, варенье и джемы, кисели; на основе рябины - настойки, варенье и джемы, сиропы (рис. 4). Отмечается бóльшая известность продуктов на основе калины (за исключением настоек). Однако продукты на основе калины и рябины не являются высоко востребованными. На вопрос «Встречали ли вы в торговой сети продукты на основе калины и рябины» большинство респондентов ответили - «не искал и не встречал». В отношении продуктов из калины так ответили 70,8 % опрошенных, по продуктам из рябины - 71,6 %. Для изучения частоты совершения покупок различных продуктов на основе калины и рябины (варенья и джемы, сиропы, кисели, настойки и др.) респондентам был заданы соответствующие вопросы. Большинство респондентов (около 90 % по каждому из упомянутых видов продуктов) не совершают покупки. Остальные опрошенные совершают покупки один раз в несколько месяцев и лишь некоторые - раз в месяц и раз в неделю Рис. 4. Популярность продуктов на основе калины и рябины С целью определения степени значимости потребительских свойств продуктов переработки плрдово-ягодного сырья, респондентам был предложен открытый вопрос «При покупке продуктов переработки плодов и ягод обязательно обращаю внимание на:…». Ответы были проанализированы и сгруппированы по различным признакам. Таким образом, можно выделить 9 групп ответов (табл. 2). Таблица 2 Степень значимости потребительских свойств продуктов переработки плодов и ягод Потребительские свойства продуктов переработкиКоличество ответов (в %) Органолептические свойства20,3 Срок годности17,1 Цена и стоимость14,5 Свойства определяемые составом12,1 Упаковка, ее дизайн и маркировка10,1 Наименование и производитель7,8 Качество5,6 Пищевая ценность, в т.ч. полезность для организма2,2 Отсутствие пищевых добавок2,2 Наиболее значимыми свойствами для респондентов оказались органолептические свойства, срок годности и цена. Изучив степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы, а также проанализировав частоту совершения покупки, можно сделать вывод о том, что население не достаточно информировано о различных продуктах переработки калины и рябины. Это может быть связано с различными факторами, например, такими как: недостаточный ассортимент представленных продуктов, отсутствие продуктов данной группы в наиболее посещаемых магазинах (супермаркеты, гипермаркеты и т.д.), недостаточная информированность в СМИ, газетах, журналах, отсутствие стимулирования продаж (проведение акций, дегустаций и т.д.), личное нежелание респондентов обратить внимание на продукты переработки калины и рябины и др. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Я бы обязательно обратил внимание на данные продукты в случае:…». Вопрос подразумевал несколько возможных вариантов ответа. Рис. 5. Распределение ответов на вопрос ««Я бы обязательно обратил внимание на данные продукты в случае:…», % Очевидно, что для повышения интереса к данной продукции необходимо, во-первых, производить её в достаточном количестве и, во-вторых, повышать уровень информационной осведомленности различными способами. Таким образом, проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины (в основном это традиционные - варенье и настойки), большинство респондентов вообще не совершают покупки данных продуктов. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма. Это связано с низкой информированностью как о продуктах на основе калины и рябины, так и о функциональных продуктах в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Статистический бюллетень. Административно-территориальное деление, численность и состав населения Кемеровской области по состоянию на 1 января 2008 г. 48 с.
  2. Статистический бюллетень. Административно-территориальное деление, численность и состав населения Кемеровской области по состоянию на 1 января 2008 г. 48 с.
Как цитировать?
О журнале