Аффилиация
a ГОУ ВПО «Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности»
Все права защищены ©Якина и др. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0. (
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение, даже в коммерческих целях, при условии указания автора произведения.
Аннотация
Исследовано отношение населения Кемеровской области к продуктам функционального назначения на примере продуктов переработки калины и рябины. В ходе исследования были определены наиболее популярные продукты на основе калины и рябины, частота потребления, степень значимости потребительских свойств, а также степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы. Также был определен портрет потребителя. Анализ данных опроса показал, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма.
Ключевые слова
Потребительские предпочтения,
продукты переработки калины и рябины
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях актуальной является проблема рационального питания - одного из главных факторов, определяющих состояние здоровья человека, его работоспособность, устойчивость к влиянию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Снижение потребления натуральных растительных продуктов обусловило рост функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта и заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Поэтому проблема сохранения здоровья населения тесно связана с производством биологически полноценных и безопасных пищевых продуктов. В последнее время широкое распространение получило производство и использование функциональных продуктов питания, в частности продуктов питания, содержащих в своем составе широкий спектр биологически активных веществ.
Одним из источников энергии, пищевых волокон, а также различных биологически активных веществ, особенно витаминов и микроэлементов являются дикорастущие плоды и ягоды. Однако, к сожалению, представленный на рынке ассортимент продуктов их переработки крайне узок и ограничен.
В рамках совместного проекта КемТИПП и Фонда Устойчивого Развития «Поддержка малых муниципальных образований» проведено изучение отношения населения Кемеровской области к продуктам переработки калины и рябины.
Были поставлены следующие задачи:
• определить наиболее популярные продукты на основе калины и рябины;
• изучить частоту потребления продуктов на основе калины и рябины;
• определить портрет потребителя данной продукции;
• определить степень значимости потребительских свойств продуктов переработки калины и рябины;
• изучить степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы.
Данное исследование было проведено с 13 по 27 октября 2008 года (полевой этап 13-19 октября 2008 г.).
Объект исследования - население г. Кемерово (в возрасте старше 18 лет).
Объем выборки - 503 человека.
Метод формирования выборки - квотный априорный отбор (квотирование по параметрам пола и возраста, на основе демографических данных о структуре населения г. Кемерово по состоянию на 01.01.2008 г.). Применение данного метода позволяет распространить полученные результаты на все население города.
Метод сбора информации - опрос населения на улицах города (в различных районах) методом личного интервью, продолжительность которого составляла в среднем 8 минут.
Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов, отвечавших на вопросы анкеты, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение генеральной совокупности населения г. Кемерово и выборочной совокупности респондентов
Возрастг. Кемерово
Генеральная совокупность, 429909 чел. [
1]Выборочная совокупность, 503 чел.
мужчины,%женщины,%мужчины,%женщины,%
18-29лет13,214,713,314,9
30-49лет16,518,916,518,9
50 лет и старше13,623,113,722,7
Итого:43,356,743,556,5
В ходе анкетирования было опрошено 43,5% женщин и 56,5% мужчин в возрасте 18-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше.
Наибольший удельный вес среди опрошенных составили люди с высшим и среднетехническим образованием (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение респондентов в зависимости
от образования, %
По роду занятий основная доля опрошенных - трудоспособное население и пенсионеры (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение респондентов в зависимости
от рода занятий, %
Средний состав семьи респондентов - 3 и более человек (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение респондентов в зависимости
от состава семьи, %
Анализ данных опроса показал, что наиболее популярными продуктами на основе калины являются настойки, варенье и джемы, кисели; на основе рябины - настойки, варенье и джемы, сиропы (рис. 4). Отмечается бóльшая известность продуктов на основе калины (за исключением настоек).
Однако продукты на основе калины и рябины не являются высоко востребованными. На вопрос «Встречали ли вы в торговой сети продукты на основе калины и рябины» большинство респондентов ответили - «не искал и не встречал». В отношении продуктов из калины так ответили 70,8 % опрошенных, по продуктам из рябины - 71,6 %.
Для изучения частоты совершения покупок различных продуктов на основе калины и рябины (варенья и джемы, сиропы, кисели, настойки и др.) респондентам был заданы соответствующие вопросы. Большинство респондентов (около 90 % по каждому из упомянутых видов продуктов) не совершают покупки. Остальные опрошенные совершают покупки один раз в несколько месяцев и лишь некоторые - раз в месяц и раз в неделю
Рис. 4. Популярность продуктов на основе калины и
рябины
С целью определения степени значимости потребительских свойств продуктов переработки плрдово-ягодного сырья, респондентам был предложен открытый вопрос «При покупке продуктов переработки плодов и ягод обязательно обращаю внимание на:…». Ответы были проанализированы и сгруппированы по различным признакам. Таким образом, можно выделить 9 групп ответов (табл. 2).
Таблица 2
Степень значимости потребительских свойств продуктов переработки плодов и ягод
Потребительские свойства продуктов переработкиКоличество ответов (в %)
Органолептические свойства20,3
Срок годности17,1
Цена и стоимость14,5
Свойства определяемые составом12,1
Упаковка, ее дизайн и маркировка10,1
Наименование и производитель7,8
Качество5,6
Пищевая ценность, в т.ч. полезность для организма2,2
Отсутствие пищевых добавок2,2
Наиболее значимыми свойствами для респондентов оказались органолептические свойства, срок годности и цена.
Изучив степень осведомленности населения в отношении продуктов данной группы, а также проанализировав частоту совершения покупки, можно сделать вывод о том, что население не достаточно информировано о различных продуктах переработки калины и рябины. Это может быть связано с различными факторами, например, такими как: недостаточный ассортимент представленных продуктов, отсутствие продуктов данной группы в наиболее посещаемых магазинах (супермаркеты, гипермаркеты и т.д.), недостаточная информированность в СМИ, газетах, журналах, отсутствие стимулирования продаж (проведение акций, дегустаций и т.д.), личное нежелание респондентов обратить внимание на продукты переработки калины и рябины и др.
В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Я бы обязательно обратил внимание на данные продукты в случае:…». Вопрос подразумевал несколько возможных вариантов ответа.
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос ««Я бы
обязательно обратил внимание на данные
продукты в случае:…», %
Очевидно, что для повышения интереса к данной продукции необходимо, во-первых, производить её в достаточном количестве и, во-вторых, повышать уровень информационной осведомленности различными способами.
Таким образом, проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что население Кемеровской области в большей части не достаточно знакомо с продуктами на основе калины и рябины (в основном это традиционные - варенье и настойки), большинство респондентов вообще не совершают покупки данных продуктов. Респонденты, совершающие покупки обращают внимание в основном на органолептические свойства, срок годности и цену, меньше обращают внимание на полезность для организма. Это связано с низкой информированностью как о продуктах на основе калины и рябины, так и о функциональных продуктах в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Статистический бюллетень. Административно-территориальное деление, численность и состав населения Кемеровской области по состоянию на 1 января 2008 г. 48 с.
- Статистический бюллетень. Административно-территориальное деление, численность и состав населения Кемеровской области по состоянию на 1 января 2008 г. 48 с.